★ Французская Полинезия
Остров Рапа-Ити, часть 2: аронга, тоохиту, Ауреи, Моронго Ута и Теваитау
Остров Рапа-Ити: Хейердал, Аку-Аку и гигантские полинезийские форты
В мире почти не осталось удалённых обитаемых островов без аэропортов, куда надо идти морем несколько дней. Теперь почти не найдёшь мегалитов и могильничков, неизвестных масскульту. Слава богу, для сегодняшнего поста у меня ещё есть достойный образец, даже мега-комбо: небольшой остров Рапа-Ити на отшибе, полный доевропейских полинезийских фортов.
Название кажется знакомым, но не путайте: Рапа-Ити (с полинезийского «малая Рапа») это не Рапа-Нуи («большая Рапа»), хорошо известная широкой публике как остров Пасхи с гигантскими истуканами моаи, и где был каждый уважающий себя геоблоггер.
Рапу для европейцев открыл малознакомый нам, но хорошо известный в англоязычном мире капитан Джордж Ванкувер, начинавший юнгой во втором кругосветном путешествии капитана Кука. Если верить гуглу и русской википедии, последними русскими, побывавшими на Рапа-Ити, был Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен c командой Первой русской антарктической экспедиции 29 июня 1820 года, чтобы пополнить запасы после открытия Антарктиды 28 января 1820 года[1], а последним человеком с цветным фотоаппаратом — Тур Хейердал, возвращаясь из экспедиции с острова Пасхи, поэтому почти половина фотографий Рапы в рунете из книги «Аку-Аку» 1957-го года:
Тур Хейердал, его жена Ивонн, Уильям (Билл) Мэллой, руководитель раскопок («Аку-Аку», 1957)
Вторая почти половина изображений — скриншоты из серии 1988-го года «Подводной одиссеи команды Кусто» «Таити: Огненные воды». Начиная с Ванкувера и Беллинсгаузена все исследователи писали, что острые как стилеты вершины острова увенчаны гигантскими полинезийскими фортами-пирамидами па (паре), но Интернет выглядит так, будто снять их первый и последний раз удалось только экспедициям Хейердала и Кусто. SAD!
Слава богу, теперь есть космические спутники и Рапу можно сфотографировать хотя бы из космоса. Становится понятно, почему на Рапе нет и, видимо, никогда не будет аэропорта: вся территория размером с половину московского ЦАО (38,5 км2), но остров представляет собой узкую, высокую, с острыми пиками увенчанными мегалитическими крепостями кальдеру вулкана, через разрушенную стенку затопленную океаном, а плоской поверхности хватает только на 2 деревни общим населением 530 человек:
Остров Раиваваэ, архипелаг Тубуаи: Моана, Хеиата и ещё тики
Это — остров Раиваваэ. Кто-то едет на Раиваваэ из-за небесно-голубой лагуны, песчаных пляжей, полных песка белого как мука и тонкого как мука, острых пиков, вздымающихся к лагунно-голубому небу, цветных кораллов, рыб под водой, и прекрасных центров аутентичного крафтового искусства, продающих неповторимые сувениры:
Но мы на Раиваваэ из-за единственного оставшегося в дикой природе тики (tiʻi) — последнего на всех Астраловых островах.
Остров Тубуаи, архипелаг Тубуаи, Французская Полинезия
Остров Руруту, архипелаг Тубуаи: маху, тики A’a, пещеры, свадьба
Остров Риматара: полинезийская еда, marae Hirirua, отплытие Tuhaa Pae IV
Внезапно туристическая индустрия Риматары выходит на полную мощность. Нелли дует в полинезийский горн пу (pū):
Архипелаг Тубуаи, Французская Полинезия: из Таити на Риматару
Архипелаг Гамбье, остров Мангарева
В 19-м веке история сделала в этом районе мира интересную загогулину: в 1834-м на архипелаг Гамбье (Gambier Islands) прибыл католический миссионер Оноре Лаваль (Honoré Laval), и то, что началось как обычное миссионерство, быстро превратилось в антиутопию (или утопию, кому как): начав с обращения в христианство полинезийского вождя, он постепенно построил и возглавил жёсткий теократический режим, регламентировавший все стороны жизни (не в рамках Франции или Бельгии — острова сохраняли независимость).
Оноре Лаваль был настоящим прогрессором, всерьёз озадаченным не только духовным (крестил, уничтожал идолов), но и экономикой: внедряя юку, сладкий картофель, строительство из камня, столярное и ткацкое ремесло, etc. И при Лавале полинезийцы вручную построили около сотни каменных церквей, башен, зданий, школы, монастырь, тюрьму.
Тут, на краю земли, сохранилось больше колониальной каменной архитектуры, чем где либо в Океании — полный отвал башки!
Маркизские острова: тики острова Хива-Оа
Это — третья часть. Начало тут, а вторая часть тут
Hiva Oa, один из Маркизских островов, — лучшее в мире место для наблюдения за полинезийскими каменными истуканами tiki, гораздо круче острова Пасхи с его идолами моаи, и вот почему:
1) В большинстве полинезийских культур от Новой Зеландии до Гавайев тики были почти всегда деревянными и оригиналы до наших дней дожили в небольшом количестве по музеям
2) Некоторые острова делали каменные тики, но меньше, и сейчас их тоже попрятали по музеям, и, получается, что масштабные тики в условно-естественной среде остались, разве что, на Маркизских островах (95 шт.) и острове Пасхи (887 шт.)
3) Чтобы добраться до Hiva Oa регулярными авиарейсами, надо сделать 5-6 пересадок, что, конечно, не идет ни в какое сравнение с жалкими 2-мя для острова Пасхи
4) Остров Пасхи пустынен и прост, а Hiva Oa состоит из джунглей и эпических грунтовок по горам
5) 99% читателей этого текста узнали, что истуканы есть где-то кроме Пасхи, именно из него. Понятно, что съедить туда и тиснуть ещё один первооткрывательский отчётик уже не получится, но, по крайней мере, можно хотя бы удивить коллег по работе
6) Щекочущая нервы опасность, так любимая путешественниками! На Маркизском острове Нуку Хива в 2011 году немецкого туриста съели каннибалы