Опубликовано

Маркизские острова: тики, марае

Вы же знаете, что:

1) Немецкого туриста съели каннибалы на острове Нуку-Хива, одном из островов Маркизского архипелага во Французской Полинезии;

2) Только 34% российских туристов в курсе, что идолы с острова Пасхи не являются уникальным явлением, а часть общей полинезийской культуры, поэтому их можно найти на многих островах?

Anyhow, это ОТЛИЧНЫЙ повод(ы) закончить отчет про Маркизские острова, рассказать о tiki, marae, человеческих жертвоприношениях, каннибализме и обычном (не людоедском) рационе Полинезии!

[Это — вторая часть. Начало про Маркизские острова тут.]

Тики, марае, мана

Полинезийцы были язычниками: у каждого острова, семьи и профессии были свои боги с разным, взаимодополняющим функционалом. Мараэ («храм»; marae говорят по-таитянски; на языке Маркизских островов будет meʻae; на Тонге говорят malaʻe; на Самоаmalae) применялись для вступления людей в контакт с atua (богами): в marae atua, вызванные с помощью особых ритуалов tahuʻa (жрецами), спускались на землю и вселялись в tiki (tiki по-маркизски «идол»; по-таитянски будет tiʻi; по-гавайскиkiʻi) или в toʻo (тоже идол, не знаю чем отличались). Забавно, что идолы на острове Пасхи называются moʻai )))

Спустившись, atua повышали у людей mana: божественную силу, нужную для здоровья, плодородия, хорошей войны/рыбалки и всего такого. Мана предоставлялась в ходе ритуалов в обмен на «дары» богам (поскольку у полинезийцев любой подарок почти всегда гарантирует подарок в обмен), и лучшим подарком богам было, конечно, человеческое жертвоприношение. Любой успех предопределялся большим количеством накопленной маны, тех, у кого маны было мало, ждали неудачи. Долгое отсутствие богов на земле ману снижало.

“No mana, no funa”, должно быть, говорили полинезийцы в те времена.

Marae можно найти на всех архипелагах Полинезии, они не такие уж древние: их строили начиная с 15-го века и позже. Марае выглядели примерно как мощёный камнями и окруженный te patu (каменной стеной) te tehua (двор), с te ahu (алтарём) в дальнем конце. Ahu был похож на каменный стол или каменную многоэтажную пирамиду. Ещё внутри marae были te fata ʻaiʻai и te fata rau — деревянные платформы для жертвоприношений и деревянные же (из хлебного дерева!) антропоморфные, зооморфные или в форме абстрактных геометрических фигур идолы unu, символизировавшие ярчайшие звёзды неба (в представлении некоторых — колонны, на которых держится небесный свод) и посвященные богам или духам, охраняющим семью-владелицу марае. Считается, что unu могли красить в священный красный цвет.

Вокруг марае — здания разной степени святости для богов, жертв, мёртвых, сокровищ и проч. На ahu для молитв забирались только tahuʻa и ariʻi (вожди), для всех остальных ahu были строжайшим tapu (табу). Женщинам и детям нельзя было даже на священный двор tehua (tapu!), за исключением случаев, когда женщина была ariʻi (в этом смысле в Полинезии всегда было полное равноправие).

В наши дни полинезийские marae — груды камней, но до прибытия европейцев в 18-м веке marae играли фундаментальную роль в полинезийском обществе: всё самое важное в Полинезии происходило в marae: marae были не только храмами, в них принимались все важные решения, marae выполняли социальные (клубы), политические (правительственные/парламентские) и даже землеустроительные функции (marae строились чтобы обозначить право собственности семьи на землю: помните, я писал — частной собственности на землю в Полинезии нет, там где её не внедрили колонизаторы: собственность на землю семейная). С распространением христианства в Полинезии в 19-м веке, эта культура была мгновенно утрачена, и всё что мы о ней знаем либо догадки археологов, либо то, что успели задокументировать первые европейцы.

Если почитать историю Баунти, то понятно, что еще в 1700-1800-хх найти остров без людоедства в Полинезии было очень сложно, но были ли связаны человеческие жертвоприношения для получения маны с людоедством? Только ли людоедские острова получали ману скармливая людей богам? Были ли острова где людей не ели, а только убивали на алтарях? Я не знаю! Из фактов о людоедстве в Полинезии мой любимый тот, что кормовых людей называли «длинными свиньями» — за схожесть внешнего вида и вкуса.

Увидеть марае просто: вот восстановленный Marae Arahurahu на Таити, достаточно свернуть по указателю с единственной на острове кольцевой дороги. Unu новодел, конечно. Темная «шляпа» на unu, как мне кажется, научно вряд ли обоснована, думаю, псевдореставраторы вдохновились идолами с острова Пасхи. Вряд ли тут есть что-то настоящее, кроме самого места и части камней:
Tiki idol, Marae Arahurahu, Tahiti, French Polynesia. Марае Арахураху, Таити, Французская Полинезия. Идол тики
Marae Arahurahu


Вот этот поп-идолы tiʻi стоят около Marae Arahurahu, на Таити, но на самом деле это массогабаритная модель тики с Остраловых островов — иными словами, тут они абсолютно вырваны из контекста, полная профанация (японских туристов тут больше чем на Красной площади!) Эти тики известны под собственными именами Moana и Heiata.
Tiki idol, Moana, Heiata, Marae Arahurahu, Tahiti, French Polynesia. Марае Арахураху, Таити, Французская Полинезия. Идол тики
Marae Arahurahu

На картинке: деревянные идолы unu, каменный двор-tehua, окруженный каменной стеной-patu, в дальнем конце — алтарь-ahu:
Tiki idol, Marae Arahurahu, Tahiti, French Polynesia. Марае Арахураху, Таити, Французская Полинезия. Идол тики. Деревянные идолы unu, tehua, patu, алтарь, ahu.
Marae Arahurahu

Tehua, unu и ahu:
Tiki idol, Marae Arahurahu, Tahiti, French Polynesia. Марае Арахураху, Таити, Французская Полинезия. Tehua, unu, ahu

Марае Арахураху:
Tiki idol, Marae Arahurahu, Tahiti, French Polynesia. Марае Арахураху, Таити, Французская Полинезия. Идол тики. Деревянные идолы unu, tehua, patu, алтарь, ahu.

Ahu:
Tiki idol, Marae Arahurahu, Tahiti, French Polynesia. Марае Арахураху, Таити, Французская Полинезия. Алтарь. Ahu

Хива-Оа, Маркизские острова

За настоящими идолами и аутентичными храмами надо, конечно, с Таити куда-то лететь: например, 4,5 часа (как из Москвы в Лондлон!) на маркизский остров Hiva Oa, остров, на котором Поль Гонен выбрасывал свои зубы, шприцы от морфина и другие предметы в колодец

Из России кажется, что человека на мелких островах, разбросанных по бескрайнему Тихому океану, должна охватывать какая-то особая клаустрофобия, но в реальной жизни это не так: каждый остров имеет ровно столько населения, сколько заслуживает его площадь, а Океания в известном смысле похожа на Сибирь, где вокруг городов и пгт есть «острова» освоенной территории с заметным количеством посёлков и асфальтированных дорог, разделённых бескрайним океаном тайги (океаном воды), который можно преодолеть только на самолёте или медленно ползущем по волнам грейдера автомобиле (медленно ползущем по волнам океана судне).

Сходство с Сибирью даже в мелочах: сначала от единственного на острове посёлка-города до аэропорта до города идёт нормальная дорога.
Остров Хива-Оа, Французская Полинезия, дорога через лес. Hiva Oa island, French Polynesia, a road through a forest

Потом проскакиваешь аэропорт и дорога из асфальтовой превращается грейдер.
Остров Хива-Оа, Французская Полинезия, грунтовая дорога (грейдер) через лес. Hiva Oa island, French Polynesia, a dirt road through a forest

Остров Хива-Оа, Французская Полинезия. Hiva Oa island, French Polynesia.

Какие-то 100 километров и ЭКСПЕДИЦИЯ. Женщины волнуются, мужчины мужественно держатся за баранку:
Остров Хива-Оа, Французская Полинезия, грунтовая дорога (грейдер), обрыв, вид на океан. Hiva Oa island, French Polynesia, a dirt road, Ocean view, cliff

Полинезийские деревни прячутся в эпических бухтах, покрытых пальмовым лесом. Типичная полинезийская деревня состоит из
— волн для сёрфинга;
— лошадок;
— навесов для копры;
— церкви;
— дилеров шоколадок Picnic;
Остров Хива-Оа, Французская Полинезия, утёс, обрыв, уединённая бухта. Hiva Oa island, French Polynesia, mountains, cliffs, cove, secluded bay

Навесы для изготовления копры (копра — высушенный маслянистый эндосперм орехов кокосовой пальмы)
Остров Хива-Оа, Французская Полинезия, утёс, обрыв, бухта, пальмы, навесы для сушки копры. Hiva Oa island, French Polynesia, mountains, cliffs, cove, bay, copra sheds, nomka, Julia Vlasova, Юля Власова

Остров Хива-Оа, Французская Полинезия, горы, утёс, магазин, шоколадки Пикник. Hiva Oa island, French Polynesia, Picnic chocolate, cliffs, mountains, Magasin Tehaamoana
Magasin Tehaamoana

Лошадки!
Остров Хива-Оа, Французская Полинезия, утёс, обрыв, бухта, лошадь, каное. Hiva Oa island, French Polynesia, mountains, cliffs, cove, bay, horse, canoe

Церкви стоят на высоких стилобатах, вдохновленных архитектурой языческих марае, а, скорее всего, и прямо поверх исторических марае:
Остров Хива-Оа, Французская Полинезия, утёс, горы, церковь на фундаменте марае. Hiva Oa island, French Polynesia, mountains, cliffs, christian church on pagan marae site

Дома охраняют то ли реплики тики, то ли оригиналы, добытые где-то в джунглях:
Остров Хива-Оа, Французская Полинезия, дом охраняют истукан тики. Hiva Oa island, French Polynesia, a house guarded by tiki idols

Из-за оград частных дворов на тебя глядят тики:
Остров Хива-Оа, Французская Полинезия, двор охраняет истукан тики. Hiva Oa island, French Polynesia, an yard guarded by tiki idol

Остров Хива-Оа, Французская Полинезия, двор охраняет истукан тики. Hiva Oa island, French Polynesia, an yard guarded by tiki idol

Напряжение возрастает.

ДАЛЕЕ: тики, Hiva Oa, Meʻae Iipona »

Другие части про Маркизские острова:
1. Маркизские острова: остров Хива-Оа, Гоген, Атуона, цветная молодежь, багеты и татуировки; Остров Тахуата
2. Маркизские острова: тики, марае, аху, дороги в джунглях
3. Маркизские острова: остров Хива-Оа и остров Пасхи, марае Иипона, Улыбающийся тики, могила Гогена

[Читать про четыре тики с острова Раиваваэ]  [Читать ещё про Французскую Полинезию]

avatar
  Subscribe  
Notify of
gozoo

Отлично. Напряглись и ждем продолжения!

oldmann

Митя, я надеюсь, ты в местном ресторане требовал кай-кай?

cghost

Фотографические свидетельства и описания оных как обычно
забавно читаемы и умо любознательны.
От этого особо печально нечитаемы абзацы википедии перед
(много букв/не асилил).

Что касаемо культуры идолов, подобных Пасхи острову, то
ничто их так не выдавало, как свежая красная краска и
полировка наждачкой по дереву. 😉

p.s. отдельно доставило описание топологии заморских территорий —
как человеку, выросшему на автодороге П-Камчатский-Елизово.
Понятная ностальгия обеспечила пожизненный рейтинг посто. 😉

tanto_notbaka

Вообще человеческое мясо должно лучше всего усваиваться в организме человека.
И интересно «длинных свиней» в каком возрасте на мясо готовили? И вообще, что им при этом говорили? Вроде: «ты дар богам рожденный для того, чтобы тебя съели и только для этого»? Или их забивали раньше чем они могли что-либо осознать вообще? Странно и непонятно.
Было бы интересно найти на эту тему более подробную информцию.

Ну а отчет как обычно замечательный.
Спасибо вам.

cghost

Угу, а еще при этом отлично усваиваются все человеческие
болезни (особенно хороши прионные болезни).

dado

вообще термин «языческий» это ведь как я понимаю что — существует народ Израиля а есть «язЫки» — народы и у них свои религии 🙂 сейчас обычно его противопоставляют монотеизму но опятьже монотеизм это не прям один Бог чтобы, а когда известен Творец и существует способ с ним связаться 🙂

anton_klyushev

Шикарные фото, шикарный репортаж. Как же хочется попасть в Полинезию!
Но говорят, на острове Пасхи ещё непонятно каких корней больше — полинезийских или южно-американских.
В музее золота в Лиме я видел древне-инкские серёжки (изготовлено до испанцев) — они в точности соответствуют наскальным изображениям острова Пасхи. Есть общее и в культуре каменной кладки.
Ну и не только это.

lyasha

ух ты! жду продолжение

Paul

Фотки поотваливались:

Лошадки!
IMG_9641

Церкви стоят на высоких дворах, инспирированных архитектурой языческих marae, а скорее всего и прямо поверх исторических marae:
IMG_9638

Дома охраняют то ли реплики тики, то ли оригиналы, смародерничанные где-то в джунглях
IMG_9639

Из-за оград частных дворов на тебя глядят тики
IMG_9613

IMG_9608

Напряжение возрастае