Это — остров Раиатеа где-то рядом с Таити. На первый взгляд — очередной полинезийский рай, полный бунгало, обгоревших туристов и дайверов в гидрокостюмах с чужого плеча.
На острове почти нет песчаных пляжей, так что основной турпоток всё же обходит его стороной. Толкающиеся в аэропорту гости либо радостно потирают руки в предвкушении посадки на свою [на этой неделе] белоснежную яхту, либо спустя неделю походкой морских волков поднимаются по хлипкой лестнице обратно на борт ATR72: Раиатеа — крупнейший яхтенный центр всей Французской Полинезии.
![Марина Апооити, яхты, аэрофотосъемка с дрона. Раиатеа, Подветренные острова архипелага Общества, Французская Полинезия. Ra’iātea, Raiatea, Leeward Islands, French Polynesia. Apooiti Marina, yachts, aerial drone photo.](https://2f.ru/wp-content/uploads/2018/03/DJI_0284.jpg)
Но если на остров можно добраться на самолёте, то яхты, корабли и суда для нас не представляют совсем никакого интереса.
![Гора в форме гигантсткой головы тики. Cliff with the shape of a Giant Tiki head in Raiatea. Раиатеа, Подветренные острова архипелага Общества, Французская Полинезия. Raiatea, Society Islands, Leeward Islands, French Polynesia.](https://2f.ru/wp-content/uploads/2018/03/DJI_0245.jpg)
Мы на Раиатеа ради всемирного наследия UNESCO — самого значительного храма всей Полинезии — мараэ Тапутапуатеа.
Мараэ Тапутапуатеа
Было так:
Бесчисленное множество лет Таароа (Ta‘aroa), Создатель, просидел в похожей на яйцо раковине Rumia. Вокруг расстилалось бесконечное пространство, в котором не было ни неба, ни земли, ни моря, ни месяца, ни звёзд. Это было время длительной, бесконечной тьмы (po tinitini) и густой непроницаемой тьмы (po ta‘ota‘o). Наконец, Таароа сломал раковину и вылупился. Стоя на раковине, он громко взывал во все стороны, но ни одного звука не раздалось из пустого пространства ему в ответ. Тогда бог вернулся в раковину и пролежал там в оцепенении ещё несказанно долгий период.
Наконец, Таароа решил, что пора действовать.
Выйдя из раковины, он превратил нижнюю створку в скалы и землю, а из верхней сделал низкий и тесный небесный свод. В скалу он вдохнул частицу самого себя, создав мужчину — Tumu-nui; таким же способом из земли создал женщину — Paparaharaha. Оба, однако, отказались выполнить команду Таароа и приблизиться друг к другу.
Тогда бог сотворил камни, песок и вызвал к жизни Tu — величайшего из ремесленников, чтобы тот помог ему закончить сотворение мира. Вдвоем они создали несметное число корней. Затем свод Румиа был поднят на столбах, земля и пространство под ним увеличились (пространство получило название atea и заполнилось духом по имени Atea), а подземный мир отделился. Выросли деревья и съедобные растения, на суше и в воде появились живые существа. Позади встали горы — Tu-mou‘a; по горам устремились ручьи и реки. Впереди простирался океан; над ним и над морскими скалами властвовал бог океана Tino-rua. Итак, наверху было Атеа (Пространство), а внизу — Руа (Бездна), посередине же находилась земля Гаваиʻи — родина всех земель, богов, царей и людей.[1]
В мифах по всей Полинезии про остров «откуда мы приплыли» говорят «Гаваиʻи», а потом, чтобы всё запутать, и какой-нибудь крутой новый местный остров переименовывают в Гаваиʻи в честь исторической родины. Для Новой Зеландии «Гавайями» будет Раротонга, а, скажем, для Гавайев «Гавайями» будет Раиатеа.
Собственно, Гаваиʻи это здесь — на Райатее (Гаваиʻи — доевропейское название Райатеи).
На вечно закрытом туристическом офисе Тапутапуатеи понятная картинка:
Tumu-Ra’i-Fenua
Как это бьётся с научными данными о заселении Океании, хорошо известным читателям этого блога? Ведь сначала часть островов были освоены людьми австралоидной расы, распространявшихся откуда-то из Азии и Индостана 50 тысяч лет назад. Потом, уже обитаемые, острова заново открыли полинезийцы, которые вышли со свой прародины—Тайваня, и, постепенно, продвигаясь на восток и в разной пропорции культурно и генетически смешиваясь с австралоидами и азиатами вложились в меланезийцев, микронезийцев и, наконец, в 900 годах до н.э. заселили западные полинезийские острова — Тонгу и Самоа.
И вот тут возникает более чем 1000-летняя пауза в колонизации новых островов: в Восточной Полинезии (на островах Общества) жители появляются между 300 и 800 годами уже нашей эры. Судя по тому, что у жителей Самоа мифов о прародине нет, а большой остров Самоа называется как раз Савайи (Savaiʻi), миф появляется где-то по дороге между Савайи и Раротонгой.
Архипелаг Общества, Таити и Раиатеа — самые крупные и плодородные острова в центре Полинезийского треугольника, начинают рождать и выталкивать во всё стороны новых полинезийских переселенцев; именно отсюда люди начали двигаться в сторону Гавайских островов, на Рапа-Нуи (остров Пасхи) и на Аотеароа (в Новую Зеландию).
Мараэ Тапутапуатеа — одно из старых, по восточно-полинезийским меркам, святилищ (1000 год н.э.), его построили вначале для Таароа, но постепенно Тапутапуатеа становится храмом бога войны Оро (ʻOro). Капитаны, священники и поселенцы разносят всё более популярный и мощный культ Оро — просто так или в рамках секретного ордена Arioi. Тапутапуатеа становится местом обучения и советов священников и капитанов со всей Полинезии, разрастается в самый крупный храмовый комплекс Полинезии, и во многих священных мараэ современного Полинезийского треугольника есть камень, привезённый с Тапутапуатеи.
И эти события не какие-то чудовищно древние — если становление культа Оро приходится на 1500-е гг, большинство мараэ построены в с конца 1400-х по 1700-е гг, то, получается, это произошло совсем незадолго до европейского контакта и отмены европейцами полинезийского язычества. Понятная картинка — 1883-й, Полинезия уже захвачена Францией, Россия собирается спасать хотя бы микронезийцев:
Карта Николая Николаевича Миклухо-Маклая предполагаемых территориальных приобретений России в Тихом океане, поданная в письме Александру III, декабрь 1883 год.
Мараэ — основа древнего полинезийского общества, площадки для социальных и религиозных ритуалов, места встреч людей друг с другом, с богами и предками.
Тапутапуатеа обладала общецивилизационной значимостью. Там, где полинезийским королям и вождям (ariʻi) удавалось объединить под собой целые архипелаги или хотя бы острова, возникали принадлежащие им мараэ островного значения — появляясь вместе с властью и подтверждая право на власть. «Сети» мараэ сопутствовали политическим и военным союзам вождей (как матримониальные или религиозные династические союзы в Европе и Азии). Типичное королевство, однако, было размером с долину, и в каждой деревне были свои мараэ. У расширенной семьи могло быть своё мараэ; мараэ посвящались конкретному богу; были мараэ с социальными функциями (для сбора мужчин и принятия важных решений); другие мараэ принадлежали отдельным профессиям — знахарям, морякам, строителям Гигантских Океанских Каноэ. На крупном острове можно было найти десяток или несколько десятков мараэ.
Марае Тапутапуатеа:
Мараэ росли и развивались вместе со своими общинами — структуру достраивали и расширяли вместе с ростом статуса владельца или при захвате новых территорий (ведь мараэ подтверждает и право клана на землю). Мараэ побеждённых разрушались победителями, и сами по себе разрушались мараэ мёртвых кланов.
Тапутапуатеа, вид сверху. Видно, что в многофункциональный комплекс входят несколько объектов:
Храмы были устроены как мощёный камнями и окруженный каменной стеной (patu) двор (tahua), с алтарём (ahu) с идолом toʻo. Аху был похож на гигантский каменный стол или многоэтажную пирамиду. Внутри двора были деревянные платформы для жертвоприношений (fata rau, fata ʻaiʻai) и деревянные (из хлебного дерева) антропоморфные, зооморфные или в форме абстрактных геометрических фигур идолы unu, в честь предков и кланов-владельцев мараэ.
В священных марае боги (atua), вызванные с помощью особых ритуалов жрецами (tahuʻa), спускались на землю и вселялись в toʻo. Спустившись, атуа повышали у людей ману: божественную силу, нужную для здоровья, плодородия, хорошей войны, рыбалки и всего такого. Мана предоставлялась в ходе ритуалов в обмен на дары богам (поскольку у полинезийцев любой подарок почти всегда гарантирует подарок в обмен), и лучшим подарком богам (особенно Оро!) было, конечно, человеческое жертвоприношение. Долгое отсутствие богов на земле ману снижало. Любой успех предопределялся большим количеством накопленной маны, тех, у кого маны было мало, ждали неудачи. “No mana, no funa”, должно быть, говорили полинезийцы в те времена.
Вокруг марае — здания разной степени святости для сокровищ, жертв, мёртвых, Гигантских Полинезийских Каноэ и проч. На алтарь для молитв забирались только священники и вожди, для всех остальных аху были строжайшим табу. Женщинам и детям нельзя было даже на двор (за исключением случаев, когда женщина была ariʻi, в этом смысле в Полинезии всегда было полное равноправие).
Понятная картинка — капитан Кук осматривает человеческое жертвоприношение в одном из таитянских мараэ:
Cook attending a human sacrifice on a Tahiti marae, Webber, 1784
Вот типичное мараэ — мараэ Хаувири (часть комплекса Тапутапуатеа, по центру двора — гигантский трон turu’i):
Вот само Тапутапуатеа. На переднем плане — идол тики (ti’i), двор. На заднем плане — алтарь и идол тоо:
![Мараэ Тапутапуатеа, тики, алтарь аху, двор tahua и идол тоо; на заднем фоне океан и мараэ Хаувири. Раиатеа, Подветренные острова архипелага Общества, Французская Полинезия. Raiatea (Ra’iātea), Leeward Islands, Society Islands, French Polynesia. Taputapuatea marae, the tiki, the yard tahua, the altar ahu, and the idol toʻo with the ocean and marae Hauviri in the background](https://2f.ru/wp-content/uploads/2018/03/DJI_0200.jpg)
Алтарь аху и идол тоо:
Трон turu’i:
Ещё есть скульптуры тики, предназначенные для охранных духов и дополнительных божеств. Если тики живой (то есть до сих пор полон маны), то он может доставить нарушителям спокойствия несчётное число бед. На Тапутапуатее исторический тики сохранился только один:
Баньяны, полинезийские железные деревья, полинезийское миро, калофиллумы, фагреи, панданы, полинезийский орехи, кордия растут на марае не просто так: они священные. Птицы в ветвях — посланницы богов, а из древесины можно вырезать тоо, тики или уну.
![Мараэ Тапутапуатеа, священное дерево. Раиатеа, Подветренные острова архипелага Общества, Французская Полинезия. Raiatea (Ra’iātea), Leeward Islands, French Polynesia. Sacred tree](https://2f.ru/wp-content/uploads/2018/03/T98A8251.jpg)
Разумеется, храмы в комплексе Тапутапуатеа после набега [европейских и вновь обращённых местных] христиан выглядели как груды камней. На моих фото выше — результат недавней реконструкции, продолжающейся с 1994-го года. Реконструируют мараэ Тапутапуатеа:
Restoration of the marae Taputapuatea © Fonds SCP
Реконструируют мараэ Хаувири:
Restoration of the Hauviri marae © Fonds SCP
А вот современное состояние мараэ Опутеина, до нас дошли только вертикальные камни алтаря с балластом между ними; но реконструкция продолжается, размечен новый двор tahua и скоро будет готово ещё одно древнее аутентичное марае:
Рыба-тики (и другие объекты), конечно, новые. Заряжены маной или нет не знаю, но английская wiki со ссылками даёт понять, что соответствующие работы в разных направлениях проводятся: An attempt was made in 1995 to heal this wrongdoing.[2]
![Рыба-тики, мараэ Тапутапуатеа. Раиатеа, Подветренные острова архипелага Общества, Французская Полинезия. Raiatea, Leeward Islands, French Polynesia. Fish-tiki on Taputapuatea marae site.](https://2f.ru/wp-content/uploads/2018/03/T98A8282.jpg)
Интересно, что идолы на острове Пасхи называются моаи, и стоят они на платформах аху.
Город Утуроа
Утуроа — второй по размеру город Французской Полинезии после блистательного Папеэте.
Утуроа почти целиком помещается в объектив:
В китайский ресторан привезли свежую рыбу:
Школьницы:
Ne pas déposer de journaux dans cette boîte:
Рынок:
Мэрия:
Сезону конец, поэтому яхты водружают на сухогруз и везут куда-то, где движуха только начинается:
Вокруг Раиатеи
Объедем Раиатею по кругу.
![Дорожный указатель мараэ Тапутапуатеа. Раиатеа, Подветренные острова архипелага Общества, Французская Полинезия. Raiatea, Society Islands, Leeward Islands, French Polynesia. Marae Taputapuatea road sign](https://2f.ru/wp-content/uploads/2018/03/T98A8389.jpg)
Церкви:
![Церковь Сент-Андре. Город Утуроа, Раиатеа, Подветренные острова архипелага Общества, Французская Полинезия. Raiatea, Society Islands, Leeward Islands, French Polynesia. Saint-André church in Uturoa town](https://2f.ru/wp-content/uploads/2018/03/T98A8135.jpg)
Но если приглядеться, многие церкви в Полинезии построены на развалинах мараэ. Храм Силоама и развалины мараэ Та’ину’у:
![Церковь Силоама и мараэ Та’ину’у на заднем дворе. Раиатеа, Подветренные острова архипелага Общества, Французская Полинезия. Raiatea, Society Islands, Leeward Islands, French Polynesia. Siloama church with marae Ta’inu’u in the back yard.](https://2f.ru/wp-content/uploads/2018/03/T98A8164.jpg)
Километровые столбы как на Таити:
Сараи для сушки копры стали безумно технологичными, у них теперь отъезжающая на роликах крыша на случай дождя:
А туалеты пока не все:
Ждут автобус:
Купальщица:
Знаменитый полинезийский чёрный жемчуг сам себя не вырастит: Раитатеа полна жемчужных ферм (примерно как Мангарева):
Кладбище:
Who would win? Камазик или джунгли?
![Грузовик зарастает в джунглях на берегу океана. A truck is overgrown in the jungle by the ocean coast. Раиатеа, Подветренные острова архипелага Общества, Французская Полинезия. Ra'iātea, Raiatea, Leeward Islands.](https://2f.ru/wp-content/uploads/2018/03/T98A8373.jpg)
Раиатеа—Таити
Пора назад.
В большинстве аэропортов Французской Полинезии свой лодочный причал — тут, например, чтобы ездить через пролив на соседний остров Тахаа (на заднем плане): у них с Райатеей, своего рода сиамских близнецов, на двоих один общий окружающий риф:
Пока-пока, Раитатеа!
45 минут и под крылом любимая соседка Таити по Наветренным островам остров Моореа (по-русски почему-то пишут и произносят Муреа, а по-настоящему там 2 «о» и гортанная смычка между ними):
Маяк VOR/DME в аэропорту Таити — у аэропорта самое красивое в мире название «Фааа». Мимо гребёт чувак на полинезийском каноэ с балансиром:
От пассажиров в салоне остаются только опавшие лепестки цветов.
PS Теперь у нас для подписки на обновления кроме RSS, жж, Google+ и твиттера есть и быстро растущий телеграмм. Вы знаете что делать!
Дмитрий, спасибо — как всегда, очень интересно. Читаю с воодушевлением Ваши отчеты по Полинезии. Вы знаете культуру и историю, интересно и ненавязчиво это подаете вместе с прекрасными фотографиями! Я мало где был в Полинезии, да и то проторенными туристами тропами, Ваш блог позволяет заглянуть в отдаленные ее уголки, а самое главное — понять, насколько мне это будет интересно. Вы использовали другую камеру в этой поездке ? Фото в этом отчете отличаются от прежних.