Ранее утро, Tuhaa Pae IV встаёт на якорь у острова Руруту напротив порта в Моэраи, самой большой деревне и столице острова. Немедленно спускают баржу и начинается разгрузка и погрузка:
[Начало — про остров Риматару, корабль Tuhaa Pae IV тут и про полинезийскую еду и фрукты тут]
За громадным окном нашей каюты первого класса докеры танцуют бесконечный безумный самоубийственный балет:
Как в кино с Бьорк, только в миллион раз круче, потому что всё в 5 раз быстрее и по-настоящему.
Моэраи
Раньше Tuhaa Pae II помещался внутрь порта, но с заказом Tuhaa Pae IV что-то пошло не так, и теперь порт Моэраи пригоден только для барж и красивых фоточек. Погода во Французской Полинезии устроена как в советской фантастической утопии про будушее с надёжно налаженным управлением климатом — дождь обычно идёт ночью, утром и вечером, чтобы не мешать трудящимся наслаждаться чистым воздухом и солнцем днём. Утро в Моэраи:
Слоняемся. Каждая палуба Tuhaa Pae IV названа в честь какого-то из обитаемых островов из Остраловых или Басса, и соответствующая клетка главной лестницы украшена картой. Палуба №6 — Руруту:
В какой-то момент томительное ожидание заканчивается и докеры уступают нам баржу:
На Руруту, как и везде в Полинезии, есть третий пол, по-полинезийски — маху (māhū). Про мальчиков, которые стали маху, их матери-главы семейств в детстве решили, что они будут маху: то есть мальчиками, воспитанными как девочки, с ролью полинезийской женщины — дом, хозяйство, воспитание детей. Это прежде всего социальная роль (быть гомосексуальным можно, но не обязательно. Говорят, в наши дни некоторые маху стали делать операции по смене пола, но это — поздние наслоения. Наш блог уже писал про полинезийский третий пол — фаафафине на Самоа), поэтому правильно говорить, как говорят строгие девушки в феминистических пабликах, ютьюб- и телеграм-каналах: третий гендер, потому что māhū, безусловно, «социальный конструкт».
Юля обрастает очередной в этом путешествии, но первой на Руруту приветственной цветочной гирляндой:
На каждом хорошо сепарированном полинезийском острове свои собственные татуировки.
Местные говорят, что на Руруту нет рифа и поэтому Руруту — местная мекка для наблюдения за китами (на самом деле, на фото хорошо видно, что на Руруту есть окаймляющий риф). На улочках Моэраи:
Нашего крутого гида сегодня зовут Жизель:
Я объехал всё Руруту, но так и не понял, почему она начала наш день с темы сомнительной ударности — карьера для добычи кораллового известняка даже не для жевания бетеля, а для строительства и покраски домов, до появления на острове промышленных стройматериалов:
Протестанская церковь, 1865—1872.
Petera, 1865—1872
Мэрия Руруту со знаменитой в узких кругах путешественников в Полинезию фигурой женщины с камнями. Конечно сразу видно, что скульптура — не исторический тики. Статуя — подарок с Маркизских островов по поводу спортивных соревнований.
Тики A’a
Жизель где-то раздобывает ключ и ведёт нас внутрь мэрии —
Мы с некоторым разочарованием смотрим на копию знаменитого рурутского тики A’a — пластиковую отливку с отбитым ухом, стоящую в пыльной витрине среди кубков, завоёванных местными командами на разного рода «играх Полинезии» или «спортивных Тубуаях»:
Оригинала тики A’a (и других тики острова) давно нет на Руруту, островитяне отдали их в 1821-м миссионерам в знак полного принятия христианства, в итоге, в 1911-м статую продали в Британский музей. A’a прекрасен: по всему его телу стоят, ползут, висят 30 мелких фигур: тики A’a изображает мета-бога Таароа (Ta’aroa) в процессе сотворения других богов и людей:
Тики пустой внутри, на спине у него есть лючок, а в полости помещалось ещё 24 маленьких фигуры (они были позже уничтожены уже в Европе):
Carved wooden figure known as A’a, late 18th century C.E., hardwood, possibly pua, 117 cm high © The Trustees of the British Museum
Руруту — самый туристический и самый населённый остров из всех Остраловых, потому тут есть ресторан! Опытный читатель нашего блога узнает на фреске почти всё: тунца, каноэ с балансиром, океан, песок, пальмы, панданы, таро, бананы и кокосы. Белый предмет характерной формы, которым долбит левый мужчина, требует пояснений: это — пену (penu), пестик для превращения таро в муку. Он же нарисован на флаге архипелага.
На улочках Моэраи:
Пещеры, мараэ и пляжи
На самом деле, все ездят на Руруту из-за ослепительных песчаных пляжей и эпических карстовых пещер.
Пещер так много, что до европейского контакта всё население острова очень необычно для Полинезии жило в пещерах. Небольшой грот у Моэраи:
Самая большая пещера на острове раньше называлась Ana A’eo (история про храброго короля, чужого короля, воинов и битву прилагается), но теперь её все называют Mitterand’s Cave — потому что в 1990-м туда на 5 минут заглянул Франсуа Миттеран. Идём к пещере через впечатляющие джунгли:
На Рутуту везде жизнь и сельское хозяйство, даже в том, что поначалу кажется дикими джунглями. Если верить в реинкарнацию, то, наверное, одна из самых крутых — быть органической свиньёй кокосового откорма на Руруту:
Зато после приезда Миттерана на острове начался туристический бум:
Mitterand’s Cave
Недалёко от пещеры Миттерана в прибрежной полосе у гор осматривают несколько мараэ. Мараэ Тарароа:
Marae Tararoa
В Lonely Planet пишут, что это мараэ последней королевской семьи Руруту, а Жизель говорит, что это школа (Marae Ariooi). Некоторые карты называют объект Marae Tararoa, а на некоторых он обозначен как Marae Vitaria, по названию долины:
Marae Tararoa
Ещё марае. Жизель рассказывает, что это «королевский» роддом, где волосами отрезали пуповину, а потом зарывали плаценту в землю под саженец, чтобы могло вырасти цветущее дерево. Из того, что я знаю про Полинезию, история вполне возможная, но вряд ли аккуратно рассказанная, а то и просто придуманная задним числом уже на росте турпотока.
Почти полное отсутствие внимания к своим старым камням на Остралах (и других малых островах Полинезии), часто — заброшенность площадок, почти всегда — полное отсутствие достоверной научной и туристической информации о них, расстраивает и удручает. Жители Полинезии стали неистовыми христианами и избавились от своих тики в начале 19-го века, но даже спустя 200 лет их мозги до сих пор хорошо промываются проповедниками, а интереса к родноверию нет.
Где-то в середине дороги Жизель говорит «я не могу рассказывать истории про эту долину» и в этой фразе — образ всего полинезийского (или даже шире — океанического) права. Вся земля чья-то, и право собственности распространяется не только на возможность построить дом или вырастить овощи, на право собирать плоды с деревьев в лесу (пока всё понятно), не только на доступ в пещеры, сеноты и к водопадам (это почти понятно, в России рекреационные богатства вечно захвачены и отгорожены какими-то пузанами), но и на походы в трек и даже на истории про эту землю!
Едем дальше. Туристический офис работает:
Таро — влаголюбивое растение, поэтому в холмах дня него делают трассы, а низины заболачивают. Земля укрыта пальмовыми листьями, чтобы влага меньше испарялась из почвы. Типичный Руруту:
Тоже типичный Руруту:
Toataratara Point
пляж Тоатаратара
Хаути
Руруту — довольно необычное с точки зрения полинезийского градостроительства место: на типичном полинезийском острове вне зависимости от государственной принадлежности границы «мягкие» — переходов между участками либо не видно, либо, если их зачем-то надо подчеркнуть, делают живую изгородь. На Руруту каждая из трёх деревень больше похожа на казацкий хутор: у всех огромные огороженные участки, на участках — полинезийское сельское хозяйство от бананов до таро.
Последний раз столько заборов в Полинезии я видел на Тонге на Тонгатапу:
Общественные пространства:
Набережная Хаути:
Полинезийская свадьба
Мы в Хаути чтобы посмотреть полинезийскую свадьбу. По поводу свадьбы во дворе построен городок из тентов, а забор празднично украшен:
Как женятся полинезийцы? Да так же как ты, болван!
Празднично наряжаются:
Тамада говорит от всего сердца:
Задорно танцуют:
А потом достают многометровые рулоны цветастых тканей и начинают обматываться!
На полинезийской свадьбе всего чересчур. Чересчур подарков: каждые 15 минут тормозит новый пикап с кузовом полным подарков —
Чересчур невест и женихов: на этой свадьбе — 6 пар. Я долго со всеми разговаривал пытаясь разобраться, почему пара не одна, но понял не так много: а) это пересвадьба по полинезийскому обряду после гражданской (в мэрии) и/или христианской (в церкви); б) все эти люди каким-то образом связаны через концепцию metua (крёстных родителей). Попробуем разобраться поточнее в какую-нибудь следующую поездку в Полинезию!
С едой тоже порядок — общественный зал уставлен уходящими за горизонт столами:
Поп-ап бар:
Моют посуду:
Деревенский стадион занят под приготовление еды:
Чистят таро:
Готовят на кострах, масштабы масштабны:
Если таро просто отварить или запечь, то получается гарнир, а если положить сверху банановый джем — десерт:
Tuhaa Pae
Пора сворачиваться и выбираться.
Тут самый удобный момент пояснить, что корабль называется Tuhaa Pae в честь нашего архипелага. Tuhaa Pae с таитянского дословно — «Часть №5». Tuhaa Pae — один из 5-ти архипелагов, из которых состоит Французская Полинезия: ещё есть острова Общества (именно тут у нас Таити, Раиатеа, Бора-Бора, Тупи-Тупити и прочий рай — судя по travel.ru и awd.ru, мало кто был во Французской Полинезии за пределами островов Сообщества), острова Туамоту (коралловые атоллы с кокосовыми пальмами, пыльными дорогами и отличной нырялкой), Маркизские острова (художник Поль Гоген, мухи ноно) и острова Гамбье.
То есть это такой политкорректный способ называть архипелаг Острал (Тубуаи): говорить «Острал» в торжественном случае (а что может быть более торжественным, чем название главного корабля архипелага?) нельзя, потому что это не по-полинезийски, и говорить «Тубуаи» нельзя, потому что Тубуаи — всего лишь один из островов, к тому же не самый большой или населённый, а всего лишь заполучивший себе французские власти:
Логотип Tuhaa Pae IV и Société de Navigation des Australes тоже понятный — он совмещает флаг Остраловых островов с пестиком пену, 5 звёзд и морской якорь:
На Tuhaa Pae II тоже был нарисован пестик:
Больше в этой поездке посадок или высадок на баржах не будет — на следующих островах Tuhaa Pae IV может подойти прямо к причальной стенке.
Дальше — остров Тубуаи »
круто!