★ Французская Полинезия
Таити: столица Папеэте
Маркизские острова: тики, марае
Вы же знаете, что:
1) Немецкого туриста съели каннибалы на острове Нуку-Хива, одном из островов Маркизского архипелага во Французской Полинезии;
2) Только 34% российских туристов в курсе, что идолы с острова Пасхи не являются уникальным явлением, а часть общей полинезийской культуры, поэтому их можно найти на многих островах?
Anyhow, это ОТЛИЧНЫЙ повод(ы) закончить отчет про Маркизские острова, рассказать о tiki, marae, человеческих жертвоприношениях, каннибализме и обычном (не людоедском) рационе Полинезии!
[Это — вторая часть. Начало про Маркизские острова тут.]
Тики, марае, мана
Полинезийцы были язычниками: у каждого острова, семьи и профессии были свои боги с разным, взаимодополняющим функционалом. Мараэ («храм»; marae говорят по-таитянски; на языке Маркизских островов будет meʻae; на Тонге говорят malaʻe; на Самоа — malae) применялись для вступления людей в контакт с atua (богами): в marae atua, вызванные с помощью особых ритуалов tahuʻa (жрецами), спускались на землю и вселялись в tiki (tiki по-маркизски «идол»; по-таитянски будет tiʻi; по-гавайски — kiʻi) или в toʻo (тоже идол, не знаю чем отличались). Забавно, что идолы на острове Пасхи называются moʻai )))
Спустившись, atua повышали у людей mana: божественную силу, нужную для здоровья, плодородия, хорошей войны/рыбалки и всего такого. Мана предоставлялась в ходе ритуалов в обмен на «дары» богам (поскольку у полинезийцев любой подарок почти всегда гарантирует подарок в обмен), и лучшим подарком богам было, конечно, человеческое жертвоприношение. Любой успех предопределялся большим количеством накопленной маны, тех, у кого маны было мало, ждали неудачи. Долгое отсутствие богов на земле ману снижало.
“No mana, no funa”, должно быть, говорили полинезийцы в те времена.
Marae можно найти на всех архипелагах Полинезии, они не такие уж древние: их строили начиная с 15-го века и позже. Марае выглядели примерно как мощёный камнями и окруженный te patu (каменной стеной) te tehua (двор), с te ahu (алтарём) в дальнем конце. Ahu был похож на каменный стол или каменную многоэтажную пирамиду. Ещё внутри marae были te fata ʻaiʻai и te fata rau — деревянные платформы для жертвоприношений и деревянные же (из хлебного дерева!) антропоморфные, зооморфные или в форме абстрактных геометрических фигур идолы unu, символизировавшие ярчайшие звёзды неба (в представлении некоторых — колонны, на которых держится небесный свод) и посвященные богам или духам, охраняющим семью-владелицу марае. Считается, что unu могли красить в священный красный цвет.
Вокруг марае — здания разной степени святости для богов, жертв, мёртвых, сокровищ и проч. На ahu для молитв забирались только tahuʻa и ariʻi (вожди), для всех остальных ahu были строжайшим tapu (табу). Женщинам и детям нельзя было даже на священный двор tehua (tapu!), за исключением случаев, когда женщина была ariʻi (в этом смысле в Полинезии всегда было полное равноправие).
В наши дни полинезийские marae — груды камней, но до прибытия европейцев в 18-м веке marae играли фундаментальную роль в полинезийском обществе: всё самое важное в Полинезии происходило в marae: marae были не только храмами, в них принимались все важные решения, marae выполняли социальные (клубы), политические (правительственные/парламентские) и даже землеустроительные функции (marae строились чтобы обозначить право собственности семьи на землю: помните, я писал — частной собственности на землю в Полинезии нет, там где её не внедрили колонизаторы: собственность на землю семейная). С распространением христианства в Полинезии в 19-м веке, эта культура была мгновенно утрачена, и всё что мы о ней знаем либо догадки археологов, либо то, что успели задокументировать первые европейцы.
Если почитать историю Баунти, то понятно, что еще в 1700-1800-хх найти остров без людоедства в Полинезии было очень сложно, но были ли связаны человеческие жертвоприношения для получения маны с людоедством? Только ли людоедские острова получали ману скармливая людей богам? Были ли острова где людей не ели, а только убивали на алтарях? Я не знаю! Из фактов о людоедстве в Полинезии мой любимый тот, что кормовых людей называли «длинными свиньями» — за схожесть внешнего вида и вкуса.
Увидеть марае просто: вот восстановленный Marae Arahurahu на Таити, достаточно свернуть по указателю с единственной на острове кольцевой дороги. Unu новодел, конечно. Темная «шляпа» на unu, как мне кажется, научно вряд ли обоснована, думаю, псевдореставраторы вдохновились идолами с острова Пасхи. Вряд ли тут есть что-то настоящее, кроме самого места и части камней:
Marae Arahurahu
Маркизские острова: Хива-Оа и Тахуата, Поль Гоген, багеты и татуировки
Французская Полинезия — громадная страна размером с Западную Европу. Маркизский архипелаг находится в 4-х часах полёта от Таити над Тихим океаном: если сравнить это с географией России, то Таити и Маркизы примерно как Москва и Анадырь — так же в разных углах страны [карта]. Пока я не посмотрел на карту, я воображал себе Маркизские острова где-то рядом с Антарктидой, а оказалось что они наоборот у экватора.
Остров Хива-Оа (1,986 чел.)
Тут последние годы жизни жил и развлекался знаменитый художник Гоген [Гоген]. На Хива-Оа всё до сих пор выглядит так, будто Гоген не умер, а просто вышел за морфином:
Добраться до острова Питкэрн, 2-я часть
Это — вторая часть. Тут — начало.
Чтобы быть труднодоступным, в XXI веке обитаемому острову недостаточно быть удалённым от материков или других островов: ключевое требование, конечно, отсутствие аэродрома. Вот остров Пасхи, например, геометрически гораздо дальше Питкэрна от любого человеческого жилья (более того, о. Пасхи — №2 по удалённости после Тристан-да-Куньи!), но, слава IPC (ICAO: SCIP), наслаждается визитами десятков российских геоблоггеров в год.
Увы, в наши дни добраться до Питкэрна гораздо проще чем раньше, и из вызова бешеным и изворотливым, маршрут превратился в позорный мейнстрим.
Добраться до острова Питкэрн
Остров Питкэрн (Pitcairn; в южном Тихом океане; население 50 человек) — одна из самых сложных для посещения стран мира. Питкэрн, конечно, безвизовый, но тут нет аэропорта, сюда надо идти морем 1,5 дня от ближайшего места со взлётно-посадочной полосой: архипелага Гамбье во Французской Полинезии.
Обычно никто не знает что такое Французская Полинезия и где она, но на самом деле всё просто: Французская Полинезия — это официальное название обычной Таити. Другой вопрос, что я ещё не видел читателя, который бы умильно не путал Таити (Tahiti; которая, ещё раз, — в южном Тихом океане) с Гаити (Haiti; которая на Карибах, и где землятресение, холера, вуду, тонтон-макуты, ад и трэш).
Французская Полинезия — грандиозное островное государство размером с Западную Европу, а столичный остров Таити и архипелаг Гамбье находятся на разных его концах (Гамбье — на крайнем востоке, а Таити почти совсем на западе). Из Таити на Гамбье летают только раз в неделю и этот полет занимает адовые 4 часа на турбовинтовой балалайке ATR72 (мне и в голову не приходило, что у ATR72 может быть такая дальность полёта! До Таити мой самый длинный рейс на ATR был 1:15).
4 часа на самолёте из Таити на Гамбье и 1,5 дня морем с Гамбье до Питкэрна — пусть нетривиальное, но не самое долгое дело. Чтобы попасть из Москвы на Таити надо лететь на пузатых 380, 340, 330 и 777 полновесные 36 часов. В нашем случае получилось 3 пересадки: Москва—Дубай—Брисбен—Окленд—Таити.
Полетать над Таити
Я уже было настроился полетать над Таити на вертолёте, как оказалось что сайт Polynesian Helicopters лежит, а по их телефону отвечает ребёнок, который знает английский и умеет звать папу, а тот говорит, что Polynesian Helicopters уже полгода как закрыты. Упорство — моё второе имя, так что я в сжатые сроки нашёл клуб парапланеристов(!) Aairevasion. Они какие-то совсем неформалы: без клубного помещения, собираются в условленное время в условленном кафе и с оборудованием едут на стартовую площадку
Едем на точку с романтическим названием «600» — по джунглям, по разбитой просёлочной дороге, в открытом кузове пикапа (на Таити асфальтированное шоссе грубо говоря одно — вокруг острова по берегу. В горах только грунтовки с диким уклоном в гору, кроме как на 4×4 не пройдёшь). Пассажирам всю дорогу надо стоять и держаться за железную раму-багажник, получая ветками по голове или рискуя вывалиться на повороте. Основное предназначение рамы, конечно, не пассажирские перевозки, а организация «второго этажа» для груза, который не поместился в кузове
Читать →
Gambiers
Вечереет…
Вид из бухты Mahina, Таити, Французская Полинезия на соседний остров Моореа
Рядом капитан Кук в 1769 наблюдал проход Венеры по диску Солнца; где-то тут в 1789 поселилась часть мятежников с HMS Bounty, не пожелавшая искать неизвестный британцам остров, которым потом стал Питкэрн; тут в 19-20вв любили селиться белые дауншифтеры, пока появление в 1961 году международного аэропорта не разрушило быстро всю историю с полинезийской свободной любовью.
Пойду искупаюсь.