В мире почти не осталось удалённых обитаемых островов без аэропортов, куда надо идти морем несколько дней. Теперь почти не найдёшь мегалитов и могильничков, неизвестных масскульту. Слава богу, для сегодняшнего поста у меня ещё есть достойный образец, даже мега-комбо: небольшой остров Рапа-Ити на отшибе, полный доевропейских полинезийских фортов.
Название кажется знакомым, но не путайте: Рапа-Ити (с полинезийского «малая Рапа») это не Рапа-Нуи («большая Рапа»), хорошо известная широкой публике как остров Пасхи с гигантскими истуканами моаи, и где был каждый уважающий себя геоблоггер.
Рапу для европейцев открыл малознакомый нам, но хорошо известный в англоязычном мире капитан Джордж Ванкувер, начинавший юнгой во втором кругосветном путешествии капитана Кука. Если верить гуглу и русской википедии, последними русскими, побывавшими на Рапа-Ити, был Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен c командой Первой русской антарктической экспедиции 29 июня 1820 года, чтобы пополнить запасы после открытия Антарктиды 28 января 1820 года[1], а последним человеком с цветным фотоаппаратом — Тур Хейердал, возвращаясь из экспедиции с острова Пасхи, поэтому почти половина фотографий Рапы в рунете из книги «Аку-Аку» 1957-го года:
Тур Хейердал, его жена Ивонн, Уильям (Билл) Мэллой, руководитель раскопок («Аку-Аку», 1957)
Вторая почти половина изображений — скриншоты из серии 1988-го года «Подводной одиссеи команды Кусто» «Таити: Огненные воды». Начиная с Ванкувера и Беллинсгаузена все исследователи писали, что острые как стилеты вершины острова увенчаны гигантскими полинезийскими фортами-пирамидами па (паре), но Интернет выглядит так, будто снять их первый и последний раз удалось только экспедициям Хейердала и Кусто. SAD!
Слава богу, теперь есть космические спутники и Рапу можно сфотографировать хотя бы из космоса. Становится понятно, почему на Рапе нет и, видимо, никогда не будет аэропорта: вся территория размером с половину московского ЦАО (38,5 км2), но остров представляет собой узкую, высокую, с острыми пиками увенчанными мегалитическими крепостями кальдеру вулкана, через разрушенную стенку затопленную океаном, а плоской поверхности хватает только на 2 деревни общим населением 530 человек:
Рапа находится на самом краю полинезийского треугольника в стороне от основных полинезийских морских путей, полагавшихся на устойчивые/сезонные ветры и течения. Заселили Рапу не жители архипелага Общества (Таити и её островов), а выходцы с Маркизских островов, поэтому местный язык, конечно, полинезийский, но очень далёкий от языка Таити:
До европейского контакта на острове было более 2 тысяч местных жителей, но с начала 1800-хх остров прошел через ужасающее демографическое игольное ушко. История, в общем, похожая на остров Пасхи: после появления европейцев, рапануйцев начали косить европейские болезни и алкоголизм, население быстро уменьшалось, а в 1864 разразилась настоящая катастрофа — Перу под давлением европейских держав стало возвращать на родные острова полинезийских рабов, захваченных в начале 1860-х, принеся оспу, убившую почти всех: в живых осталось всего 130 человек[2], и даже к 1905 рапаитянцы всё ещё почти помещались на одно групповое фото:
Население острова Рапа-Ити, 1905 год, групповое фото (wiki)
Основные источники по Рапе-Ити в топе выдачи поисковиков в рунете сейчас — портал «Психическая энергия», блог «Софья Премудрая», сайты «Лаборатория альтернаивной истории», «Объективная история» и т.п. относят пирамиды Рапы к наследию III расы, жителей погибшего континента Лемурии. Имеется карта:
Положение острова Рапа-Ити на материке Лемурия
Информация про Рапу на эзотерических порталах ограничена цитатами из книги «Аку-Аку» Хейердала и строгим выводом некоего А.Люфта: «К сожалению, руины на остров Рапа-Ити до сегодняшнего дня основательно не раскопаны и не исследованы. Осталось лишь одно устное свидетельство Тур Хейердала, … К сожалению, описание Тура Хейердала тенденциозно, который, как известно, приписывал все гигантские сооружения делу рук местных папуасов.»
Посмотрим, что там у Хейердала. «Аку-Аку»:
А следующая земля на нашем пути был Рапаити. Он возник среди туч на юго-западе, словно плывущий на волнах сказочный мир. Мы еще в бинокль приметили необычные очертания некоторых его вершин. Они напоминали не то поглощенные лесом пирамиды Мексики, не то заброшенные крепости инков в диких горах Перу. Будет что исследовать!
Вид на остров Рапа-Ити. Стрелкой показано положение руин Моронга Ута, раскопанных экспедицией Тура Хейердала.
Справа и слева от нас крутые, обрывистые склоны и два залива, которые попеременно в зависимости от ветра служили зеркалом волшебному замку. А обернешься, можно на других обросших зеленью вершинах насчитать двенадцать столь же диковинных замков. И столь же безжизненных.
Только на берегу залива, где стоял наш кораблик, виден был дымок над деревушкой: горстка белых мазанок и бамбуковые хижины с камышовой кровлей. Здесь обитало все население Рапаити — 278 полинезийцев.
Две местные женщины острова Рапа-Ити, на фоне хижин фаре, залива и гор © Уильям Мэллой 1956
Местные женщины острова Рапа-Ити, на фоне залива и гор © Уильям Мэллой 1956
Раздвигая густые заросли, мы увидели тут и там куски тщательно выложенных стен. Я услышал возглас Эда. В одном месте выступ над крутым склоном осыпался, и обнажилась земля, перемешанная с ракушками и рыбьими костями. А еще из мусора торчала базальтовая ступка колоколом, такая изящная, так искусно вытесанная и отполированная, что я во всей Полинезии не видел лучшей работы …
— Вот это да, — сказал он, глядя как завороженный на могучее сооружение. — Здесь надо копать!
Пестик пену для попой (ферментированная каша из таро) © Уильям Мэллой 1956
Под конец слово предоставили мне. Я начал с того, что у предков нынешнего населения, наверное, были причины вставать на защиту своих укреплений в горах, когда к острову подходили чужие суда. Но сейчас другие времена. Мы прибыли, чтобы вместе с рапаитянами подняться в горы и очистить старые укрепления от дерна и кустов, сделать их такими же красивыми, какими они были в старину. Я готов принять на работу всех желающих.
… И на другое утро Леа представила нам отряд из пятидесяти шести человек; рядом, улыбаясь, стоял Мани. Это было все мужское население острова, не считая двоих стариков, у которых уже не хватало сил карабкаться на гору. Вместе с Мани я повел наше войско на приступ, и ночевавший на гребне Билл чуть не свалился в пропасть при виде нескончаемой вереницы гикающих рапаитян, которые шли и шли из-за поворота, размахивая топорами и тесаками.
И закипела битва на стенах Моронго Ута. Гибискусы, панданусы, огромные древовидные папоротники не могли устоять против такого натиска, и тяжелые стволы с грохотом катились вниз вместе с листьями и травой.
Местные жители острова Рапа-Ити направляются на раскопки руин возле деревни Моронга Ута под руководством членов экспедиции Тура Хейердала («Аку-Аку», 1957)
Дальше Хейердал рассказывает историю забастовки местных мужчин, попавших под влияние таитянина, уже хорошо знакомого с французскими традициями, и женщин, заменивших на раскопках мужчин:
Местные женщины на раскопках, Рапа-Ити © Уильям Мэллой 1956
Руины Моронга Ута, Рапа-Ити («Аку-Аку», 1957)
Очаги, колодцы и погреба для хранения таро — вот все, что осталось от жилищ, если не считать орудий и мусора. А прежде тут стояли (еще одна черта, напоминающая остров Пасхи) овальные хижины из воткнутых в землю сучьев, которые связывали вместе вверху и накрывали камышом и сухой травой. Для больших мараэ — главного элемента строительного искусства на других островах — не хватало места. И жители Моронго Ута решили эту задачу своим, неизвестным в других частях Полинезии способом: на горе за террасами вырубили куполообразные ниши и в них устроили миниатюрные храмы. На гладком полу, будто шахматные фигуры, стояли, образуя ряды и клетки, небольшие камни. А те ритуалы, для которых перед карликовым храмом было слишком тесно, совершались на верхней площадке пирамиды, где потолком был небосвод.
Миниатюрное мараэ на острове Рапа-Ити © Уильям Мэллой 1956
Главная деревня острова Рапа — Ауреи (Ахуреи), 1966-й год:
Ahurei, Ile de Rapa Iti (1966), Alain TREBOZ (CC-BY-NC-ND), 1988
Прошёл 51 год.
Добраться до острова Рапа-Ити
Про Рапу сложно узнать (вот и ты, читатель, впервые узнаёшь про Рапу из этого поста), но ещё тяжелее добраться: чуть реже раза в месяц контейнеровоз Tuhaa Pae IV вдруг отклоняется от своего стандартного медитативного кругового маршрута Таити—Риматара—Руруту—Тубуаи—Раиваваэ—Таити и поворачивает на юг, в сторону несуществующего острова Табор (риф Мария-Тереза) из книги «Дети капитана Гранта», и примерно на полпути до воображаемого острова находит Рапу:
Около 6 вечера. Tuhaa Pae IV у причальной стенки в порту Раируа, Раиваваэ, я, запыхавшись, последним вскакиваю на борт:
Хотя кому я вру — последним на борт вносят попой (poipoi) — ферментированную кашу из таро, без неё житель Астраловых никуда на кораблях не ездит, это как у нас курочка для поездов:
Провожающие (No visitors on board!)
За 10 минут до отплытия начинаются учения (по-английски — drill):
Tuha’a Pae IV стартует от своего причала в порту Раируа острова Раиваваэ и начинает медленно выбираться в Южный Тихий океан через риф:
С Раиваваэ до Рапы идти 36 часов: отправление примерно в 6 вечера (точнее, после того, как я поднялся я и внесли попои), потом скучный целый день в море, прибытие в 6 утра через день.
Раиваваэ постепенно растворяется:
Люди перемещаются с острова на остров в самом базовом классе, похожем на что-то типа плацкарта или хостела:
У нас не круизник, поэтому никаких развлечений не предусмотрено: вечером пассажиры до Рапы и команда устраивают импровизированный ансамбль полинезийской песни и музыки на полинезийских гитарах:
Между Астраловыми островами и Рапой — бескрайний могучий океан, но, на удивление, весь вечер волнение лёгкое и штормить начинает только ночью, когда пора спать и качка пассажирам только на руку.
+12 часов
С рассветом океан немного утихает:
Раз уж сегодня — воскресенье, а на борту по своим делам с острова на остров едут пасторы, то первым делом у нас будет воскресная месса:
Погода меняется несколько раз за день, то скверная —
то, вроде, ничего —
Одна бабушка передала другой бананы, а один дед другому — тунца в контейнере-термосе. С тунцом и бананами на Астраловых те же проблемы что и с кабачками осенью в России: большие встречные потоки. Кабачки у всех одинаковые, кому раздавать — непонятно.
На корабле тем временем ежедневная рутина. Чистят таро:
Слоняемся. Надстройка небольшая и новые коридоры, схемы, знаки и детали быстро заканчиваются:
Осмотрим машинное отделение:
Работают люди:
Tuhaa Pae IV строили как кроссовер грузового и круизного корабля по образцу Aranui 5 (я разговаривал с Патрисом про RMS St.Helena, но он, к моему удивлению, не знал про эту линию; и про то, что она закрывается, а корабль продаётся, и, в теории, из RMS St.Helena можно сделать Tuhaa Pae V поболее и покруче). Но круизы сейчас не летят, только у местных очень востребован плацкарт в сторону Рапы и, иногда, между Астраловыми. Потому бассейн вечно слит:
Палубный бар убран в ненужную каюту:
Щеночка везут на Рапу:
Полдничают попои с вареньем:
В 4 кормят ужином команду, в 5 — пассажиров (тушёная козлятина с рисом) —
В 6 кормят пассажиров 1 класса (карпаччо из тунца с каперсами, салатом и дольками лайма) —
Суп-пюре из латука с крутоном и сыром пармезан:
Мороженое из таро!
+30 часов
Прожектор выхватывает из темноты рифовые камни Рапы, створные знаки светятся сами. Мы прибываем на Рапу в 11 вечера второго дня, на 7 часов раньше расписания — Тихий океан и Полинезийские боги были к нам благосклонны и позволили машинам работать на полной мощности:
Уже скоро.
Капитан руководит швартовкой:
Атина вернулась погостить домой на Рапу впервые за 7 лет взрослой жизни на столичных островах:
PS Теперь у нас для подписки на обновления кроме RSS, жж, Google+ и твиттера есть и быстро растущий телеграмм. Вы знаете что делать!
Вот это даль! А когда выйдет репортаж с самого острова?