Вы же знаете, что:
1) Немецкого туриста съели каннибалы на острове Нуку-Хива, одном из островов Маркизского архипелага во Французской Полинезии;
2) Только 34% российских туристов в курсе, что идолы с острова Пасхи не являются уникальным явлением, а часть общей полинезийской культуры, поэтому их можно найти на многих островах?
Anyhow, это ОТЛИЧНЫЙ повод(ы) закончить отчет про Маркизские острова, рассказать о tiki, marae, человеческих жертвоприношениях, каннибализме и обычном (не людоедском) рационе Полинезии!
[Это — вторая часть. Начало про Маркизские острова тут.]
Тики, марае, мана
Полинезийцы были язычниками: у каждого острова, семьи и профессии были свои боги с разным, взаимодополняющим функционалом. Мараэ («храм»; marae говорят по-таитянски; на языке Маркизских островов будет meʻae; на Тонге говорят malaʻe; на Самоа — malae) применялись для вступления людей в контакт с atua (богами): в marae atua, вызванные с помощью особых ритуалов tahuʻa (жрецами), спускались на землю и вселялись в tiki (tiki по-маркизски «идол»; по-таитянски будет tiʻi; по-гавайски — kiʻi) или в toʻo (тоже идол, не знаю чем отличались). Забавно, что идолы на острове Пасхи называются moʻai )))
Спустившись, atua повышали у людей mana: божественную силу, нужную для здоровья, плодородия, хорошей войны/рыбалки и всего такого. Мана предоставлялась в ходе ритуалов в обмен на «дары» богам (поскольку у полинезийцев любой подарок почти всегда гарантирует подарок в обмен), и лучшим подарком богам было, конечно, человеческое жертвоприношение. Любой успех предопределялся большим количеством накопленной маны, тех, у кого маны было мало, ждали неудачи. Долгое отсутствие богов на земле ману снижало.
“No mana, no funa”, должно быть, говорили полинезийцы в те времена.
Marae можно найти на всех архипелагах Полинезии, они не такие уж древние: их строили начиная с 15-го века и позже. Марае выглядели примерно как мощёный камнями и окруженный te patu (каменной стеной) te tehua (двор), с te ahu (алтарём) в дальнем конце. Ahu был похож на каменный стол или каменную многоэтажную пирамиду. Ещё внутри marae были te fata ʻaiʻai и te fata rau — деревянные платформы для жертвоприношений и деревянные же (из хлебного дерева!) антропоморфные, зооморфные или в форме абстрактных геометрических фигур идолы unu, символизировавшие ярчайшие звёзды неба (в представлении некоторых — колонны, на которых держится небесный свод) и посвященные богам или духам, охраняющим семью-владелицу марае. Считается, что unu могли красить в священный красный цвет.
Вокруг марае — здания разной степени святости для богов, жертв, мёртвых, сокровищ и проч. На ahu для молитв забирались только tahuʻa и ariʻi (вожди), для всех остальных ahu были строжайшим tapu (табу). Женщинам и детям нельзя было даже на священный двор tehua (tapu!), за исключением случаев, когда женщина была ariʻi (в этом смысле в Полинезии всегда было полное равноправие).
В наши дни полинезийские marae — груды камней, но до прибытия европейцев в 18-м веке marae играли фундаментальную роль в полинезийском обществе: всё самое важное в Полинезии происходило в marae: marae были не только храмами, в них принимались все важные решения, marae выполняли социальные (клубы), политические (правительственные/парламентские) и даже землеустроительные функции (marae строились чтобы обозначить право собственности семьи на землю: помните, я писал — частной собственности на землю в Полинезии нет, там где её не внедрили колонизаторы: собственность на землю семейная). С распространением христианства в Полинезии в 19-м веке, эта культура была мгновенно утрачена, и всё что мы о ней знаем либо догадки археологов, либо то, что успели задокументировать первые европейцы.
Если почитать историю Баунти, то понятно, что еще в 1700-1800-хх найти остров без людоедства в Полинезии было очень сложно, но были ли связаны человеческие жертвоприношения для получения маны с людоедством? Только ли людоедские острова получали ману скармливая людей богам? Были ли острова где людей не ели, а только убивали на алтарях? Я не знаю! Из фактов о людоедстве в Полинезии мой любимый тот, что кормовых людей называли «длинными свиньями» — за схожесть внешнего вида и вкуса.
Увидеть марае просто: вот восстановленный Marae Arahurahu на Таити, достаточно свернуть по указателю с единственной на острове кольцевой дороги. Unu новодел, конечно. Темная «шляпа» на unu, как мне кажется, научно вряд ли обоснована, думаю, псевдореставраторы вдохновились идолами с острова Пасхи. Вряд ли тут есть что-то настоящее, кроме самого места и части камней:
Marae Arahurahu
Вот этот поп-идолы tiʻi стоят около Marae Arahurahu, на Таити, но на самом деле это массогабаритная модель тики с Остраловых островов — иными словами, тут они абсолютно вырваны из контекста, полная профанация (японских туристов тут больше чем на Красной площади!) Эти тики известны под собственными именами Moana и Heiata.
Marae Arahurahu
На картинке: деревянные идолы unu, каменный двор-tehua, окруженный каменной стеной-patu, в дальнем конце — алтарь-ahu:
Marae Arahurahu
Tehua, unu и ahu:
Марае Арахураху:
Ahu:
Хива-Оа, Маркизские острова
За настоящими идолами и аутентичными храмами надо, конечно, с Таити куда-то лететь: например, 4,5 часа (как из Москвы в Лондлон!) на маркизский остров Hiva Oa, остров, на котором Поль Гонен выбрасывал свои зубы, шприцы от морфина и другие предметы в колодец
Из России кажется, что человека на мелких островах, разбросанных по бескрайнему Тихому океану, должна охватывать какая-то особая клаустрофобия, но в реальной жизни это не так: каждый остров имеет ровно столько населения, сколько заслуживает его площадь, а Океания в известном смысле похожа на Сибирь, где вокруг городов и пгт есть «острова» освоенной территории с заметным количеством посёлков и асфальтированных дорог, разделённых бескрайним океаном тайги (океаном воды), который можно преодолеть только на самолёте или медленно ползущем по волнам грейдера автомобиле (медленно ползущем по волнам океана судне).
Сходство с Сибирью даже в мелочах: сначала от единственного на острове посёлка-города до аэропорта до города идёт нормальная дорога.
Потом проскакиваешь аэропорт и дорога из асфальтовой превращается грейдер.
Какие-то 100 километров и ЭКСПЕДИЦИЯ. Женщины волнуются, мужчины мужественно держатся за баранку:
Полинезийские деревни прячутся в эпических бухтах, покрытых пальмовым лесом. Типичная полинезийская деревня состоит из
— волн для сёрфинга;
— лошадок;
— навесов для копры;
— церкви;
— дилеров шоколадок Picnic;
Навесы для изготовления копры (копра — высушенный маслянистый эндосперм орехов кокосовой пальмы)
Magasin Tehaamoana
Лошадки!
Церкви стоят на высоких стилобатах, вдохновленных архитектурой языческих марае, а, скорее всего, и прямо поверх исторических марае:
Дома охраняют то ли реплики тики, то ли оригиналы, добытые где-то в джунглях:
Из-за оград частных дворов на тебя глядят тики:
Напряжение возрастает.
ПРОДОЛЖЕНИЕ: тики, Hiva Oa, Meʻae Iipona »
Другие части про Маркизские острова:
1. Маркизские острова: остров Хива-Оа, Гоген, Атуона, цветная молодежь, багеты и татуировки; Остров Тахуата
2. Маркизские острова: тики, марае, аху, дороги в джунглях
3. Маркизские острова: остров Хива-Оа и остров Пасхи, марае Иипона, Улыбающийся тики, могила Гогена
Ещё:
Четыре тики с острова Раиваваэ
Все посты про Французскую Полинезию
Отлично. Напряглись и ждем продолжения!