Это — остров Раиатеа где-то рядом с Таити. На первый взгляд — очередной полинезийский рай, полный бунгало, обгоревших туристов и дайверов в гидрокостюмах с чужого плеча.
На острове почти нет песчаных пляжей, так что основной турпоток всё же обходит его стороной. Толкающиеся в аэропорту гости либо радостно потирают руки в предвкушении посадки на свою [на этой неделе] белоснежную яхту, либо спустя неделю походкой морских волков поднимаются по хлипкой лестнице обратно на борт ATR72: Раиатеа — крупнейший яхтенный центр всей Французской Полинезии.
Но если на остров можно добраться на самолёте, то яхты, корабли и суда для нас не представляют совсем никакого интереса.
Мы на Раиатеа ради всемирного наследия UNESCO — самого значительного храма всей Полинезии — мараэ Тапутапуатеа.
Мараэ Тапутапуатеа
Было так:
Бесчисленное множество лет Таароа (Ta‘aroa), Создатель, просидел в похожей на яйцо раковине Rumia. Вокруг расстилалось бесконечное пространство, в котором не было ни неба, ни земли, ни моря, ни месяца, ни звёзд. Это было время длительной, бесконечной тьмы (po tinitini) и густой непроницаемой тьмы (po ta‘ota‘o). Наконец, Таароа сломал раковину и вылупился. Стоя на раковине, он громко взывал во все стороны, но ни одного звука не раздалось из пустого пространства ему в ответ. Тогда бог вернулся в раковину и пролежал там в оцепенении ещё несказанно долгий период.
Наконец, Таароа решил, что пора действовать.
Выйдя из раковины, он превратил нижнюю створку в скалы и землю, а из верхней сделал низкий и тесный небесный свод. В скалу он вдохнул частицу самого себя, создав мужчину — Tumu-nui; таким же способом из земли создал женщину — Paparaharaha. Оба, однако, отказались выполнить команду Таароа и приблизиться друг к другу.
Тогда бог сотворил камни, песок и вызвал к жизни Tu — величайшего из ремесленников, чтобы тот помог ему закончить сотворение мира. Вдвоем они создали несметное число корней. Затем свод Румиа был поднят на столбах, земля и пространство под ним увеличились (пространство получило название atea и заполнилось духом по имени Atea), а подземный мир отделился. Выросли деревья и съедобные растения, на суше и в воде появились живые существа. Позади встали горы — Tu-mou‘a; по горам устремились ручьи и реки. Впереди простирался океан; над ним и над морскими скалами властвовал бог океана Tino-rua. Итак, наверху было Атеа (Пространство), а внизу — Руа (Бездна), посередине же находилась земля Гаваиʻи — родина всех земель, богов, царей и людей.[1]
В мифах по всей Полинезии про остров «откуда мы приплыли» говорят «Гаваиʻи», а потом, чтобы всё запутать, и какой-нибудь крутой новый местный остров переименовывают в Гаваиʻи в честь исторической родины. Для Новой Зеландии «Гавайями» будет Раротонга, а, скажем, для Гавайев «Гавайями» будет Раиатеа.
Собственно, Гаваиʻи это здесь — на Райатее (Гаваиʻи — доевропейское название Райатеи).
На вечно закрытом туристическом офисе Тапутапуатеи понятная картинка:
Tumu-Ra’i-Fenua
Как это бьётся с научными данными о заселении Океании, хорошо известным читателям этого блога? Ведь сначала часть островов были освоены людьми австралоидной расы, распространявшихся откуда-то из Азии и Индостана 50 тысяч лет назад. Потом, уже обитаемые, острова заново открыли полинезийцы, которые вышли со свой прародины—Тайваня, и, постепенно, продвигаясь на восток и в разной пропорции культурно и генетически смешиваясь с австралоидами и азиатами вложились в меланезийцев, микронезийцев и, наконец, в 900 годах до н.э. заселили западные полинезийские острова — Тонгу и Самоа.
И вот тут возникает более чем 1000-летняя пауза в колонизации новых островов: в Восточной Полинезии (на островах Общества) жители появляются между 300 и 800 годами уже нашей эры. Судя по тому, что у жителей Самоа мифов о прародине нет, а большой остров Самоа называется как раз Савайи (Savaiʻi), миф появляется где-то по дороге между Савайи и Раротонгой.
Архипелаг Общества, Таити и Раиатеа — самые крупные и плодородные острова в центре Полинезийского треугольника, начинают рождать и выталкивать во всё стороны новых полинезийских переселенцев; именно отсюда люди начали двигаться в сторону Гавайских островов, на Рапа-Нуи (остров Пасхи) и на Аотеароа (в Новую Зеландию).
Мараэ Тапутапуатеа — одно из старых, по восточно-полинезийским меркам, святилищ (1000 год н.э.), его построили вначале для Таароа, но постепенно Тапутапуатеа становится храмом бога войны Оро (ʻOro). Капитаны, священники и поселенцы разносят всё более популярный и мощный культ Оро — просто так или в рамках секретного ордена Arioi. Тапутапуатеа становится местом обучения и советов священников и капитанов со всей Полинезии, разрастается в самый крупный храмовый комплекс Полинезии, и во многих священных мараэ современного Полинезийского треугольника есть камень, привезённый с Тапутапуатеи.
И эти события не какие-то чудовищно древние — если становление культа Оро приходится на 1500-е гг, большинство мараэ построены в с конца 1400-х по 1700-е гг, то, получается, это произошло совсем незадолго до европейского контакта и отмены европейцами полинезийского язычества. Понятная картинка — 1883-й, Полинезия уже захвачена Францией, Россия собирается спасать хотя бы микронезийцев:
Карта Николая Николаевича Миклухо-Маклая предполагаемых территориальных приобретений России в Тихом океане, поданная в письме Александру III, декабрь 1883 год.
Мараэ — основа древнего полинезийского общества, площадки для социальных и религиозных ритуалов, места встреч людей друг с другом, с богами и предками.
Тапутапуатеа обладала общецивилизационной значимостью. Там, где полинезийским королям и вождям (ariʻi) удавалось объединить под собой целые архипелаги или хотя бы острова, возникали принадлежащие им мараэ островного значения — появляясь вместе с властью и подтверждая право на власть. «Сети» мараэ сопутствовали политическим и военным союзам вождей (как матримониальные или религиозные династические союзы в Европе и Азии). Типичное королевство, однако, было размером с долину, и в каждой деревне были свои мараэ. У расширенной семьи могло быть своё мараэ; мараэ посвящались конкретному богу; были мараэ с социальными функциями (для сбора мужчин и принятия важных решений); другие мараэ принадлежали отдельным профессиям — знахарям, морякам, строителям Гигантских Океанских Каноэ. На крупном острове можно было найти десяток или несколько десятков мараэ.
Марае Тапутапуатеа:
Мараэ росли и развивались вместе со своими общинами — структуру достраивали и расширяли вместе с ростом статуса владельца или при захвате новых территорий (ведь мараэ подтверждает и право клана на землю). Мараэ побеждённых разрушались победителями, и сами по себе разрушались мараэ мёртвых кланов.
Тапутапуатеа, вид сверху. Видно, что в многофункциональный комплекс входят несколько объектов:
Храмы были устроены как мощёный камнями и окруженный каменной стеной (patu) двор (tahua), с алтарём (ahu) с идолом toʻo. Аху был похож на гигантский каменный стол или многоэтажную пирамиду. Внутри двора были деревянные платформы для жертвоприношений (fata rau, fata ʻaiʻai) и деревянные (из хлебного дерева) антропоморфные, зооморфные или в форме абстрактных геометрических фигур идолы unu, в честь предков и кланов-владельцев мараэ.
В священных марае боги (atua), вызванные с помощью особых ритуалов жрецами (tahuʻa), спускались на землю и вселялись в toʻo. Спустившись, атуа повышали у людей ману: божественную силу, нужную для здоровья, плодородия, хорошей войны, рыбалки и всего такого. Мана предоставлялась в ходе ритуалов в обмен на дары богам (поскольку у полинезийцев любой подарок почти всегда гарантирует подарок в обмен), и лучшим подарком богам (особенно Оро!) было, конечно, человеческое жертвоприношение. Долгое отсутствие богов на земле ману снижало. Любой успех предопределялся большим количеством накопленной маны, тех, у кого маны было мало, ждали неудачи. “No mana, no funa”, должно быть, говорили полинезийцы в те времена.
Вокруг марае — здания разной степени святости для сокровищ, жертв, мёртвых, Гигантских Полинезийских Каноэ и проч. На алтарь для молитв забирались только священники и вожди, для всех остальных аху были строжайшим табу. Женщинам и детям нельзя было даже на двор (за исключением случаев, когда женщина была ariʻi, в этом смысле в Полинезии всегда было полное равноправие).
Понятная картинка — капитан Кук осматривает человеческое жертвоприношение в одном из таитянских мараэ:
Cook attending a human sacrifice on a Tahiti marae, Webber, 1784
Вот типичное мараэ — мараэ Хаувири (часть комплекса Тапутапуатеа, по центру двора — гигантский трон turu’i):
Вот само Тапутапуатеа. На переднем плане — идол тики (ti’i), двор. На заднем плане — алтарь и идол тоо:
Алтарь аху и идол тоо:
Трон turu’i:
Ещё есть скульптуры тики, предназначенные для охранных духов и дополнительных божеств. Если тики живой (то есть до сих пор полон маны), то он может доставить нарушителям спокойствия несчётное число бед. На Тапутапуатее исторический тики сохранился только один:
Баньяны, полинезийские железные деревья, полинезийское миро, калофиллумы, фагреи, панданы, полинезийский орехи, кордия растут на марае не просто так: они священные. Птицы в ветвях — посланницы богов, а из древесины можно вырезать тоо, тики или уну.
Разумеется, храмы в комплексе Тапутапуатеа после набега [европейских и вновь обращённых местных] христиан выглядели как груды камней. На моих фото выше — результат недавней реконструкции, продолжающейся с 1994-го года. Реконструируют мараэ Тапутапуатеа:
Restoration of the marae Taputapuatea © Fonds SCP
Реконструируют мараэ Хаувири:
Restoration of the Hauviri marae © Fonds SCP
А вот современное состояние мараэ Опутеина, до нас дошли только вертикальные камни алтаря с балластом между ними; но реконструкция продолжается, размечен новый двор tahua и скоро будет готово ещё одно древнее аутентичное марае:
Рыба-тики (и другие объекты), конечно, новые. Заряжены маной или нет не знаю, но английская wiki со ссылками даёт понять, что соответствующие работы в разных направлениях проводятся: An attempt was made in 1995 to heal this wrongdoing.[2]
Интересно, что идолы на острове Пасхи называются моаи, и стоят они на платформах аху.
Город Утуроа
Утуроа — второй по размеру город Французской Полинезии после блистательного Папеэте.
Утуроа почти целиком помещается в объектив:
В китайский ресторан привезли свежую рыбу:
Школьницы:
Ne pas déposer de journaux dans cette boîte:
Рынок:
Мэрия:
Сезону конец, поэтому яхты водружают на сухогруз и везут куда-то, где движуха только начинается:
Вокруг Раиатеи
Объедем Раиатею по кругу.
Церкви:
Но если приглядеться, многие церкви в Полинезии построены на развалинах мараэ. Храм Силоама и развалины мараэ Та’ину’у:
Километровые столбы как на Таити:
Сараи для сушки копры стали безумно технологичными, у них теперь отъезжающая на роликах крыша на случай дождя:
А туалеты пока не все:
Ждут автобус:
Купальщица:
Знаменитый полинезийский чёрный жемчуг сам себя не вырастит: Раитатеа полна жемчужных ферм (примерно как Мангарева):
Кладбище:
Who would win? Камазик или джунгли?
Раиатеа—Таити
Пора назад.
В большинстве аэропортов Французской Полинезии свой лодочный причал — тут, например, чтобы ездить через пролив на соседний остров Тахаа (на заднем плане): у них с Райатеей, своего рода сиамских близнецов, на двоих один общий окружающий риф:
Пока-пока, Раитатеа!
45 минут и под крылом любимая соседка Таити по Наветренным островам остров Моореа (по-русски почему-то пишут и произносят Муреа, а по-настоящему там 2 «о» и гортанная смычка между ними):
Маяк VOR/DME в аэропорту Таити — у аэропорта самое красивое в мире название «Фааа». Мимо гребёт чувак на полинезийском каноэ с балансиром:
От пассажиров в салоне остаются только опавшие лепестки цветов.
PS Теперь у нас для подписки на обновления кроме RSS, жж, Google+ и твиттера есть и быстро растущий телеграмм. Вы знаете что делать!
Дмитрий, спасибо — как всегда, очень интересно. Читаю с воодушевлением Ваши отчеты по Полинезии. Вы знаете культуру и историю, интересно и ненавязчиво это подаете вместе с прекрасными фотографиями! Я мало где был в Полинезии, да и то проторенными туристами тропами, Ваш блог позволяет заглянуть в отдаленные ее уголки, а самое главное — понять, насколько мне это будет интересно. Вы использовали другую камеру в этой поездке ? Фото в этом отчете отличаются от прежних.