Внезапно туристическая индустрия Риматары выходит на полную мощность. Нелли дует в полинезийский горн пу (pū):
[Это — вторая часть, первая часть фото-отчёта про остров Риматара тут.]
На острове типа Риматары, где живёт 785 человек и почти всё хозяйство натуральное и семейное, а в денежной экономике рабочие места только государственные и муниципальные, желающие заниматься турбизнесом вынуждены осваивать все специальности: от шофёра до повара (ну, как попаданец должен сначала слепить компьютер из глины и запрограммировать его на самодельном языке РАПИРА, чтобы получилось поиграть в Шарики). Вот и Нелли держит сувенирную мастерскую — мастер-классы по плетению из пандана, готовая продукция, вот это всё. Пандановые заготовки и доевропейские матрасики:
Шляпки и другая тонкая работа (Нелли в майке Manuel Uraatoarii, понятия не имею, что это значит — Google не находит ни одного документа, OH WAI~~):
Полинезийская кухня
Риматара — не мировая ресторанная столица (ie кафе и ресторанов на острове нет), принимающей стороне опять приходится всем заниматься с нуля. Берётся фантастического бирюзового цвета Южный Тихий океан, белый коралловый песчаный пляж, навес, пальмовые листья, местная полинезийская еда, бутон Gardenia taitensis за ухо и получается просто бомба:
В центре стола (там, где у нас стояла бы водка) на круглой тарелке, конечно, главное панполинезийское блюдо ока (дословно: тунец), во Франции (а мы ведь во Франции!) называемое poisson cru (дословно: сырая рыба). Рецепт — сырой тунец, маринад из кокосового молока (соль/перец/лимонный сок) и овощи доступные на острове (по вкусу — лук/огурцы/помидоры/болгарский перец).
Вокруг — изобилие жёлтых и красных арбузов, на среднем полинезийском острове так не бывает, это редкость, местная особенность Остраловых островов, климат позволяет.
Белая пудра между оранжево-красных долек папайи, похожая на кокосовую пудру — кокосовая пудра. Делают так: берут дольку папайи, посыпают кокосом и отправляют в рот, ам:
Моллюск мауа (maua) немного резиновый и хрустит, но очень вкусный и очень свежий:
Обратим внимание на сладкий стол: кроме знакомых нам блинов и кокосовой стружки, фиолетовые дольки — это запечёный корень таро, а коричневые дольки — смесь из муки таро и кокосовой муки (по вкусу условно похоже на ванильные тортики, но вообще, конечно, таро с кокосом оно и есть таро с кокосом):
«Овощной» банан, его не едят сырым, а запекают. На удивление, после запекания становится по вкусу точно как [запечный] обычный банан из «Пятёрочки» у дома. В России такие даже не продаются:
Пассажиры первого класса с Tuhaa Pae IV фигачат пруфпики:
== Примерно тут за смоллтолками приходит понимание, что наши соседи не просто пассажиры первого класса Патрис со своей половиной, а владелец Tuhaa Pae IV Патрис Коломбани со своей половиной Татьяной Дегаж, высокопоставленной функционеркой правящей полинезийской партии ==
— Почему же я видел Tuhaa Pae IV утром в море, а не порту? Она ушла, мы опоздали? — спросил я Патриса.
— Потому, что на Риматаре нет порта, — ответил Патрис и замолчал.
Стало понятно, что мы больше никогда не опоздаем на Tuhaa Pae IV.
После обеда нам реально светил мастер-класс по плетению из пандана, но теперь у нас СВЯЗИ и я договариваясь развернуть нашу экскурсию в более конструктивное русло: мы едем смотреть марае.
Marae Hirirua
На самом деле, я сделал ошибку, когда не спросил Нелли как называется этот марае (потому что всё выглядело так, что это единственное марае на острове, хотя я-то опытный путешественник по Полинезии, давно всё тут знаю и тусуюсь с местными, непонятно, как я вообще мог решить, что на острове может быть одно марае). Ок, займёмся гуглением и реверз-инжинирингом (гуглится мало что).
Страничка Air Tahiti без конкретных фото пишет: не пропустите на Риматаре the marae of Hirirua, а ещё есть «the Pito, a small marae in the centre of the island» (в каком же из двух я был?). Или вот портал Tahiti Heritage с фотками, похожими на мои, пишет про «le site de Irirua» где расположен «le temple du soleil de Rimatara» (как водится, в таких телегах «в древние времена Солнце было одним из уважаемых богов, и местные жители выбрали Ирируа, недалеко от Океана на востоке Риматары, поскольку это было идеальное место для наблюдения за огненным шаром, который освещает Землю»). Другие источники в интернете про какие-либо марае на Риматаре молчат.
Складываю дважды два и принимаю ответственное решение: отныне это место будет по-русски называться Ирируа, а латиницей — Hirirua. Не ясно, как там было на самом деле, но постправда у нас будет такая. Марае Ирируа (Hirirua):
Марае Ирируа (Hirirua):
Земля покрыта пышным ковром из длинных игл: Остралы дальше от экватора, чем основное Таити, и климат тут начинает напоминать южноевропейский:
Кажется, что 90-е из Таити никуда не уходили: Патрис всё время трёт какие-то вопросы по мобиле:
Увы, день на Риматаре не бесконечный — пора сворачиваться и ехать в сторону корабля.
Полинезийские фрукты
Едем на ферму к родственнице Нелли, чтобы набрать фруктов на корабль на следующую неделю в море:
С содержанием свиней и кур на Риматаре полный порядок — только в загонах:
Сбор папай:
В Полинезии длинная палка вообще основной сельскохозяйственный инструмент, ну как у нас лейка или тяпка — без неё на раз можно остаться голодным:
Сбор бананов:
Тоже какой-то родственник (перед мужчиной бананы которые нельзя есть так, надо запекать):
Арбузы и капуста на полинезийском острове — удивительно (таро и бананы — совершенно не удивительно):
Собирают лаймы:
Собирают кокосы:
А вот редкая в Океании история, но распространенная по всем Остраловым — центрально-американское звёздчатое яблоко (каимито, Chrysophyllum cainito). Тут они ещё зелёные неспелые на дереве:
Тут дело, конечно, не в доисторических связях между Южной Америкой и Полинезией, на которых настаивал Тур Хейердал: правильно по-французски называть фрукт la pomme de lait, а местные используют коммерческое название саженцев/семян с ebay — apple star. Лингвистические свидетельства не врут — дерево интродуцировали, не парясь, в самое последнее время. Спелые фрукты становятся фиолетовыми снаружи и внутри:
По вкусу apple star — без кислинки, как хурма, которая не вяжет:
фото с eBay
Или вот ещё один зверь из тропической Америки, сметанное яблоко (Annona muricata, местные говорят по-французски le corossol):
На дереве:
По виду мякоть как сметана, и на вкус как некислая сметана. Если охладить, то получается то ли яблочное, то ли земляничное мороженое. Упало, разбилось:
А вот и знаменитое нони, главный действующий ингредиент кремов с косметических полочек вашей тёщи. Нони — местное растение для Полинезии, ЮВА и Австралии. Едят его только в голод, а в остальное время это средство народной медицины повышающее всё что можно повысить:
Улов дня:
Tuhaa Pae IV
На Риматаре нет порта, Tuhaa Pae IV бросает якорь с подветренной стороны, а вокруг острова есть несколько причалов для барж, на которых перевозят грузы и пассажиров через риф.
Вот на этой барже поедем, только пассажирские сидения смонтируют (Tuhaa Pae IV на горизонте):
Риматарское гостеприимство бесконечно круто и действует на полную мощность с первой до последней секунды на острове. На нас вешают дополнительные венки и короны, дозагружают арбузы:
Отправляемся, провожающие машут:
За день на острове мы конкретно обросли полинезийскими гирляндами и коронами из цветов, очень круто:
Tuhaa Pae IV, Papeete
Трап ведёт прямо на палубу с камбузом и столовой: на Tuhaa Pae IV сейчас ужин — мясо с рисом. Полинезийцы, следующие в плацкарте на самой нижней палубе, предельно удивлены нашему драматическому появлению и/или внешнему виду в миллионе цветочных корон. В полной тишине слышно, как у кого-то из рук выпадает вилка:
Наш вид из окна на ближайшую неделю:
Ещё одна удивительная новость: баржи — атрибуты «Водного мира» — не местные-островные (как на Святой Елене, острове Вознесения, или Питкэрне), а Tuhaa Pae IV возит их с собой с острова на остров. Грузят баржу:
Дальше никаких задержек, формальностей, проверок билетов, протяжных гудков или рычания дизелей —
Tuhaa Pae IV тихо и мгновенно набирает скорость и Риматара быстро теряется в сумерках и за горизонтом:
На мостике — потрёпанная бумажная карта архипелага Тубуаи и следующего острова Руруту.
Круто