Остров Питкэрн (Pitcairn; в южном Тихом океане; население 50 человек) — одна из самых сложных для посещения стран мира. Питкэрн, конечно, безвизовый, но тут нет аэропорта, сюда надо идти морем 1,5 дня от ближайшего места со взлётно-посадочной полосой: архипелага Гамбье во Французской Полинезии.
Обычно никто не знает что такое Французская Полинезия и где она, но на самом деле всё просто: Французская Полинезия — это официальное название обычной Таити. Другой вопрос, что я ещё не видел читателя, который бы умильно не путал Таити (Tahiti; которая, ещё раз, — в южном Тихом океане) с Гаити (Haiti; которая на Карибах, и где землятресение, холера, вуду, тонтон-макуты, ад и трэш).
Французская Полинезия — грандиозное островное государство размером с Западную Европу, а столичный остров Таити и архипелаг Гамбье находятся на разных его концах (Гамбье — на крайнем востоке, а Таити почти совсем на западе). Из Таити на Гамбье летают только раз в неделю и этот полет занимает адовые 4 часа на турбовинтовой балалайке ATR72 (мне и в голову не приходило, что у ATR72 может быть такая дальность полёта! До Таити мой самый длинный рейс на ATR был 1:15).
4 часа на самолёте из Таити на Гамбье и 1,5 дня морем с Гамбье до Питкэрна — пусть нетривиальное, но не самое долгое дело. Чтобы попасть из Москвы на Таити надо лететь на пузатых 380, 340, 330 и 777 полновесные 36 часов. В нашем случае получилось 3 пересадки: Москва—Дубай—Брисбен—Окленд—Таити.
(Тут я немного нагнал драматизма: на самом деле, из Москвы в Таити можно попасть всего с 1 пересадкой в Токио (если лететь через восток) или Лос-Анджелесе (если лететь через запад), и это займёт всего сутки, но это как-то бессмысленно дороже и скучнее).
Питкэрн — не член ООН и не суверенное государство, а очень, очень, очень удалённая от Великобритании самоуправляемая заморская территория. Но, безусловно, страна во всех остальных смыслах.
Рассказывать про перелёт Москва—Дубай—Брисбен—Окленд—Таити дело неблагодарное, но у меня что-то такое как раз описано в рассказе Кругосветное путешествие за 5 дней.
+36 часов, Фааа
Это — международный аэропорт города Папеэте, столицы Французской Полинезии, остров Таити. Аэропорт называется Faaa, по запредельно романтичному названию города-спутника Папеэте. Забавная схема захода, распространенная в приморских аэропортах Францзуской Полинезии (слева направо вдоль полосы, как на картинке, а потом быстрый разворот на 180° почти в торце), всегда позволяет сфотографировать красивущий вид аэродрома.
На Таити, в общем, никто кроме Air Tahiti Nui (и редкого Air France) не летает — всё остальные компании продают кодшеринг с Air Tahiti Nui. Если лететь из Окленда на Таити, то пересекаешь линию перемены дат и из 20 февраля попадаешь обратно в 19-е. «Nui» в Air Tahiti Nui по-полинезийски означает «большой» и отличает эту международную авиалинию от родственной (но не идентичной с точки зрения акционерного капитала) внутренней Air Tahiti, летающей на турбовинтовых ATR42 и ATR72 между островами). Air Tahiti Nui летает на флотике старых-добрых A340-300, и ничего:
Тех, кто едет на Таити или ближайшие раи Бора Бора и Моореа, встречают whiteboards туристических компаний: на доске маркерами написаны имена туристов, а на специальных штырях снизу висят полнинезийские венки, которыми уже несколько сотен лет полинезийцы и правда встречают гостей — традиция невыдуманная и не прерывалась. Разноцветные цветы во Французской Полинезии растут на деревьях абсолютно везде и падают с них, засыпая дорожки толстым слоем. Венки для туристов плетут бомжи в окрестностях аэропорта, у которых их дёшево покупают туроператоры (но тут я зуб не дам: возможно, туроператоры покупают венки у бомжей дорого, а, возможно, часть туроператоров покупают венки не у бомжей).
6:45, посадка на рейс обычной Air Tahiti VT951 Таити—Гамбье, в/с ATR72, вид с гузки:
+40 часов, атолл Туреиа
Рейс Таити—Гамбье, промежуточная посадка на атолл Туреиа (самолёты в Air Tahiti не моют по принципиальным соображениям, так что любые фотки из окна Air Tahiti не получаются):
Никакова ILS, никаких огней вдоль полосы — пилоты Air Tahiti летают только вручную, визуально и на подавляющее большинство аэродромов — только днём. Долговременные читатели моего блога знают, что становление моей личности, кроме «лихих» девяностых, зависело, разве что, от фильмов с Индианой Джонсом: местные жители, стоящие с факелами вдоль полосы в случае крайней необходимости, это как раз про атолл Tureia.
Местная логистика: на поляне между прилетевшим самолётом и сараем/залом ожидания ловят пассажиров, похожих на транзитных, и раздают ламинированные карточки тразитного пассажира:
Судя по тому, что обратный полёт из Гамбье до Папити проходит без посадки на Туреиа, Туреиа нужна не для дозаправки, а чтобы высадить и принять пассажиров. Но, тем не менее, это важный заправочный пункт: бочки с авиакеросином французской фирмы «Тоталь» внавалку лежат вдоль рулёжных дорожек.
Заправляют простой мотопомпой на тракторе:
F-OIQU
Слева — здание аэропорта. Под навесом — аэровокзал, а в типовом домике, отделанном красивым бежевым сайдингом, — диспетчерская и сарай с разными аэродромными приспособами.
Разгрузка багажа:
Местный житель тащит из столицы дефицит:
Тут у меня получилось контринтуитивно много фоток, но стоянка на Туреиа заняла всего 30 минут.
+41,5 часов
Ещё час полёта и в иллюминаторе показываются острова Гамбье.
Гамбье — один из 5-ти архипелагов, из которых состоит Французская Полинезия: острова Общества (Society Islands; именно тут у нас Таити, Бора-Бора, Тупи-Тупити и прочий рай — судя по travel.ru и awd.ru, ни один русский турист не был во Французской Полинезии за пределами островов Сообщества), острова Туамоту (Tuamotu Archipelago; кораловые атоллы с кокосовыми пальмами, пыльными дорогами и отличной нырялкой), Маркизовы острова (Marquesas Islands; художник Поль Гоген, мухи ноно), Остраловы острова (Austral Islands; что там — одному богу известно, но банкоматов точно нет), и острова Гамбье (Gambier Islands). Архипелаг Гамбье выглядит на фоне остальных совершенно ничтожно: Туамоту занимает целый миллион квадратных километров океана, а Гамбье хорошо если хотя бы тысячу.
Гамбье получился из кальдеры единственного вулкана, «расточенной» эрозией на отдельные острова, которые кораллы обернули изумительным рифом и лагуной. Окружность рифа Гамбье — какие-то жалкие 90 километров (меньше МКАДа).
Самый большой остров архипелага Гамбье называется Мангарева, а главная деревня — Рикитеа. Обыватели используют эти топонимы взаимозаменяемо (но Мангарева — наиболее популярное название для этого места), а я, видите, держался целый пост семантическим фашистом.
Остров Мангарева:
Привет, Мангарева!
Кто-то добрался сюда раньше нас на бизнес-турбопропе, и на время стоянки умильно закрыл кокпит от жары отражающим ковриком от автомобиля.
В белом домике сидит авиадиспетчер, а в бежевом — пожарные:
Недостаток ILS и прочих технических средств на аэродромах Французской Полинезии компенсируется пожарной службой: перед посадкой каждого рейса специально приписанный к аэропорту пожарный экипаж заводит машину, включает мигалку и дежурит, пока борт не улетит.
Слева — вокзал. Обычно он принимает и отправляет по одному рейсу в неделю.
Заправка рейса обратно на Таити. Удивительно, но обратно он будет называться опять VT951.
F-OIQV
Загрузка бортпитания (оно во ФП на местных рейсах не очень похоже на то, что мы обычно встречаем на международных линиях, в России, и в Европе: сок только ананасовый, а еда — только багеты):
Этот не Бора Бора, это моту аэропорта Мангаревы. Туристы уныло ждут своего рейса обратно на Таити.
Аэропорт архипелега расположен на внешнем коралловом рифе и называется Totegegie Island, по названию моту, на котором он распроложен (моту в Полинезии — маленькие острова, обычно такие, из каких состоит надводная часть кораллового рифа), но в реальной жизни никто так не говорит (говорят аэропорт Мангаревы). Аэровокзал совмещён с причалом, с которого ходит катер на остров Мангареву в деревню Рикитеа (впрочем, так устроены многие аэропорты во ФП).
Но тут этот катер меньше всего похож на маршрутку или шаттл: он приходит утром в аэропорт из Мангаревы вместе со всеми служащими аэропорта и отъезжающими — первый из работников включает рубильник и аэропорт оживает.
Между рейсами аэропорт живёт своей жизнью: два служащих закололи в лагуне острогой какую-то коралловую рыбу и сейчас её будут жрать — её даже не надо готовить, полинезийцы едят рыбу в виде сашими.
Все знают, что моту заросли кокосовыми пальмами, а то, что под ногами там обычный подорожник, — не знает никто.
Регистрация обратного рейса: всё вручную.
Французская Полинезия очень дружественная к мусульманам страна: багаж нигде, кроме Таити, не просвечивают:
Выдача багажа по всем жопам Французской Полинезии происходит вот с таких деревянных полочек:
Аэропорт, как водится в этих краях, построили военные всвязи с французской ядерной программой.
Посадка пассажиров обратного рейса:
Отправив рейс в Таити, туристы и служащие уезжают «в город», выключив за собой свет. Если ты отстал от катера, придется жить на необитаемом острове, совмещённом с аэропоротом, неделю (туроператоров и бомжей на Мангареве нет, так что венки из цветов делают дети владельцев пансионов).
* * *
ДАЛЕЕ: 2 ЧАСТЬ: Мангарева и 1,5 дня океаном на Питкэрн »
* * *
Что ещё почитать: архипелаг Гамбье
я не так давно вас читаю — у вас более «обычные» места кончились — или это принципиальный выбор?
зовидую конечно 🙂