На Барбуду с Антигуа можно попасть 5 раз в неделю на на первый взгляд не вызывающем никакого доверия катамаране Barbuda Express, который отправляется с причала рядом со стоянкой круизных кораблей в центре столичного Сент-Джонса.
[На снимке не Barbuda Express, а абстрактное судно в порту Сент-Джонса]
Форт Джеймс охраняет выход из Сент-Джонса:
Антигуа от Барбуды отделяет всего 50 километров, которые Барбудский Экспресс бодро преодолевает за 90 минут. Примерно по воображаемой линии, соединяющей Антигу и Барбуду, проходит граница между Карибским морем и Атлантическим океаном, поэтому даже в тихую погоду очень нешуточно трясёт.
Барбуду становится видно, только если подойти к острову совсем близко: Барбуда настолько плоская, что на горизонте её скрывают даже небольшие волны.
Садясь на катамаран в сторону Барбуды, я представлял как сойду в колоритном порту в центре очередного разноцветного карибского города, попью кофе, найду rent-a-car и объеду остров. На самом деле, пассажирский причал расположен в «чистом поле». Ни такси, ни общественного транспорта не видно. Местных на машинах встретили друзья-родственники и уехали, причал быстро опустел. До города оказалось 10 километров, и пройти их пешком мне не улыбалось.
На самом деле, настоящие туристы в по-настоящему off beaten track-местах сталкиваются (или сталкивались бы) со сложностями постоянно, поэтому в дикие места с джунглями и повстанцами ездят либо с проводником, либо проявляют запредельные, недоступные обычному человеку коммуникативные навыки.
Здесь же всё оказалось просто: я попросил капитана Барбудского экспресса помочь: он за пару звонков договорился с женщиной, которая сдавала машину (EC$100), и попросил кого-то из местных добросить меня до неё (EC$10). Аренда автомобиля на Барбуде никак не оформляется: нам просто кинули ключи через забор в обмен на деньги.
Главная дорога Барбуды, делающая полукруг вокруг острова и соединяющая порт с городом, выглядит как-то так. При проезде города-столицы острова на ней появляется асфальт. Ослиное дерьмо и невнятный буш — типичный карибский вид (оригинальные джунгли погибли в колониальные времена сахарной лихорадки; при каких обстоятельствах одичали ослы не знаю):
Барбудские пляжи — это барбудская нефть, газ, алюминий и древесина. Они розовые, как сиськи Анны Семенович:
Они прекрасны и пустынны!
Обычно пляжный вид на Барбуде не отличается ничем от того, что наблюдал Робинзон Крузо:
Если почитать репортаж с Карибской парусной регаты, то получается, что на Барбуде где-то есть даже престижный all inclusive (зацените, насколько круче меня он фотографирует).
Город Кодрингтон
Столица острова — город Кодрингтон. Раньше на острове не было асфальтированных дорог, но недавно центр Кодрингтона заасфальтировали и повесили таблички с названиями улиц:
Островитян можно понять: для жизни на Карибах не всегда стены обязательны, не то что асфальт и таблички с названиями улиц:
Автосервис, Codrington, Barbuda, West Indies
Barbuda Archaeology Research Center
Post Office & Treasury
Мобильная связь на острове в отличии от острова Вознесения, Питкэрна или Святой Елены есть, правда оператор один (Digicel!) 🙂
Монобрендовой салон сотовой связи
С пресной водой на Барбуде не очень хорошо, поэтому на некоторых домах установлена система для сбора дождевой воды с крыши и хранения её в баках:
В этом уголке Вест-Индии школы устроены очень человечно: каждый класс в своём отдельном бараке, стёкол в окнах нет, двор засеян аккуратным газоном:
Italas James Infants Department
Для острова с ничтожным населением в 1,370 человек тут аномальное количество школ (я насчитал 3) и детей:
Welcom to Grade 4
Школьное питание на Барбуде закраудсоршено частным бабушкам и тётушкам, которые выстраиваются со своей едой у школьных ворот:
Wikitravel называет на острове пару мест с едой (например, [*]), но я обнаружил только вот этот Lynton’s To Go:
В Lynton’s готовят хотдоги и гамбургеры на вынос. Внутри кафе, похожее на зал парикмахерской, забито сосредоточенно тупящими растаманами (на экране «Come On Get It» Ленни Кравица):
Codrington mon amour.
В русских интернетах про Барбуду не найти, так что простите меня за бытоописательское занудство.
Барбуду отделяют от Антигуа те же 50 километров, что и от Монтсеррата или Сент-Киттса. 1,4 тысячи населения — тоже солидно на фоне острова Вознесения или Ватикана: Барбуда могла быть очередным независимым карибским островом, но как-то не сложилось.
Вот этот адский (и единственный на острове) банк сорвал мне важное мероприятие — если выйти на лодке в местную лагуну, можно с близкого расстояния поглядеть на громадную колонию птиц-фрегатов. Платят на Барбуде обычно налом, так что потребовался визит к единственному на острове банкомату. Банкомат был сломан, у него возился банковский служащий, но ему не удалось справится за час. В итоге я везде опоздал (но хоть завёл его в 4sq!)
Ривер-форт (башня мартелло) — форт, построенный в 1745-м. Башня мартелло — не имя собственное, а класс оборонительных сооружений, которые всерьёз использовали до середины XIX века, пока не изобрели нарезные пушки. Вот в Джерси таких сколько угодно. Идея этих маленьких фортов в том, чтобы 15-25 мужчин могли запереться в нём с пушкой (пушками) и наблюдать и/или мочить гадов.
Форт никак не охраняется, и если подняться на бастион, то найдётся хлипкая лестница, по которой можно попасть на дно главной башни:
Вот зачем внутри башни нужны печи — я не понял.
Этот знак на главной дороге заставляет меня подозревать, что я не увидел на Барбуде чего-то важного.
Главный блог про Антигу и Барбуду на русском языке — aglife — считает, что на Барбуде делать нечего. Но если пробить Барбуду по зарубежным интернетам (http://www.antiguamuseums.org/barbuda.hеm; http://www.barbudaful.net/), то понятно, что кроме колонии фрегатов, я не увидел 3 пещеры и развалины поместья местного колониального лорда.
Увы! Дня мало даже на такую жопу, как Барбуда.
Все приезжают с Антиги с фотографиями автономеров: на табличке буква A и цифры (скажем, A 1234) и девиз Land Of Sean And Sun. Логичное предположение, что A is for Antigua, и должно быть B for Barbuda не оправдывается: буквы B в номерах нет, но бывает R for Rent-a-Car, G for Government и C for Commercial vehicle.
Барбудский загород и главная трасса:
Высочайшая точка Барбуды — 38м — видимо, где-то здесь. Думаю, что где-то здесь и индейская пещера с наскальными рисунками:
Главная и единственная дорога Барбуды кончается внезапно:
IATA: BBQ
Самое приятное в дне, проведённом на Барбуде: полёт обратно на Антигу. В отличие от катамарана, самолёты Winair летают на Барбуду с Антиги пару раз каждый день. Аэропорт (это я завёл его в 4sq!) расположен прямо в городе, угол E Airport Ln и Airport Rd:
Авиационные служащие ждут рейс, а он задерживатся уже на 15 минут (этот кадр — идеальные декорации к 1-му акту чеховской пьесы или кадр из сьерровского квеста: каждый предмет тут наполнен глубоким смыслом. Железная телега, красные стояночные башмаки, приступочка лазурного цвета и два негра: нужно использовать весь стафф и тогда самолётик успешно улетит из Барбуды на Антигу):
Пассажиры ждут рейс, а он задерживается на 30 минут (в этом углу Карибов процветает параноя: стоит начать фотографировать в аэропорту на Антигуа, Барбуде или Монтсеррате — выходит тётка и начинает отчитывать, что так делать нельзя):
Departure / Arrival
Потом самолёт внезапно вываливается из облаков и на 15 минут — только чтобы успеть высадить/посадить пассажиров и разгрузить/загрузить багаж — останавливается у здания аэровокзала [жёлтый домик на снимке].
Winair = Windward Islands Airways (Windward Islands = Наветренные острова):
Красные башмаки под передней стойкой; лазурная приступочка — под пассажирским трапом; два негра расставлены по местам (железную телегу мы уже использовали когда возили багаж) — можно лететь:
PJ-WIS
Редкий в наших краях авиационный регистр PJ is for Netherlands Antilles.
DHC-6-300 — это de Havilland Canada DHC-6 Twin Otter. Их перестали выпускать в 1988-м, но 580 самолётов еще чудят по миру, от Канады до Вануату. Вот на Мальте его ближайший одномоторный предок de Havilland Canada DHC-3 Otter катает вокруг острова и на Гозо:
Стоит увидеть пустографку с «расписанием дня» на штурвале у 2го пилота, как становится понятно, откуда все эти задержки: за рабочий день экипаж и самолёт должны обскакать из Антигуа Барбуду, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Гваделупу и Доминику пару раз, в режиме 15 минут полёта / 15 минут заправки, загрузки и стоянки.
Единственная полоса аэропорта Codrington, Barbuda (код IATA: BBQ) длиной 500 метров:
Кодрингтон! Я улетаю, но сердце мое остается здесь навсегда.
Барбуда сверху — бескрайное море тайги. Одного взглядя на рифы достаточно, чтобы понять, откуда здесь розовый песок:
UPDATE:
St. Maarten Daily Herald
Friday, January 21st, 2011 at 3:24 pm
Winair announced on its Facebook page on Wednesday that it has ceased operations to a number of destinations with immediate effect. … Service to Barbuda has been reduced to one flight per day and will also be stopped shortly.
UPDATE-2017:
6 сентября 2017 года остров Барбуда и город Кодрингтон были разрушены ураганом 5-й категории Ирма, а население полностью эвакуировано. Премьер-министр государства Антигуа и Барбуда Гастон Браун заявлял, что на острове пострадало 95% зданий и остров стал непригоден для жизни[1].
* * *
1. Антигуа: B777-200ER, пляжи, St John’s
2. Антигуа: Shirley Heights, Nelson’s Dockyard, Azerbaijan forever!, Wadadli, акация, день независимости
3. Барбуда: Barbuda Express, розовые пляжи, Кодрингтон, River Fort, Twin Otter
Другой не снимает круче, а круче крутит ручки saturation (и все прочие). А снимаешь скорее ты круче.