Не Норвегия, не Япония, не Москва, не Дубай. Самое дорогое в мире место из тех, где я был, — острова Уоллис и Футуна в Тихом океане.
Lonely Planet по Уоллису и Футуне занимает 11 страниц и начинается с уморительной шутки, сравнивающей Уоллис и Футуну с Уоллисом и Громитом
МХАХАХАXААХАХАХААХАХАХАХАПХХПХПХПХ, очень, очень, очень смешно
Тут — французская колония. Острова расположены в 260 километрах и до появления колонизаторов не имели друг к другу никакого отношения: жители Уоллиса культурно связаны с Тонга, а Футуны — с Самоа (и те, и те — полинезийцы).
Уоллис и Футуна окружены туристически очень успешными Фиджи, Самоа и Тонгой. Считается, что отсутствие здесь туристов — сознательный выбор местных, но, кажется, это лукавство: с единственным способом добраться в виде 3-х авиарейсов в неделю из Новой Каледонии и Фиджи (по конским ценам), туристы невозможны сами собой.
Где-то в Тихом океане между Тувалу, Фиджи, Самоа и Тонгой:
Остров Уоллис
Уоллис выглядит как Нью-Йорк в день когда легализовали марихуану:
Изучим вопрос.
За 3 недели до нашего приезда по Уоллису прошелся ураган со скоростью ветра 280 км/ч, свалил весь лес, повыбивал окна и сдул все крыши.
Вышке аэропорта IATA:WLS тоже каюк.
Теперь у местных несколько лет будет неурожай хлебного дерева, манго и авокадо (сдуло плоды, а где-то — повалило деревья) и возможность не брать кредитные карточки — «из-за урагана не работает телефон».
Поваленные деревья надо собрать, сжечь, а их золой удобрить новые посадки.
Подсечно-огневое земледелие, 2013 год.
* * *
Возьмём туристическую схему Уоллиса и осмотрим остров:
Carte Touristique
В этой бухте спустя 8 месяцев яхта «Джульетта» этнографической экспедиции Лебедева сядет на риф и сломает руль.
5-я Республика — тончайшая надстройка над более или менее традиционным образом жизни. В задачи Франции входит оборона-образование-медицина; почта-Интернет-телефон; дать государственных должностей, чтобы хватало на джип, привозные продукты в супермаркете и бензин по 2,1 ойро; и оставить в покое.
Всё остальное обеспечивается традицией и религией. На островах 3 королевства (одно на Уоллисе и 2 на Футуне). Общество традиционно для старой Полинезии классовое и клановое, правящий класс богатых семей (ʻaliki) после смерти очередного монарха (или когда очень очень очень надоел предыдущий) выбирает нового. Дом короля Уоллиса (на флагштоке справа — флаг Уоллиса и Футуны):
Национально-освободительного движения нет и не предвидится: дураков нет.
Во Франции грандиозная проблема с едой: почти все рестораны и кафе готовят по расписанию: обед с 12 до 15, ужин с 18 до 22. За пределами этих промежутков можно хоть умереть на пороге кафе, но еды не будет. Мой товарищ ljuser kika подсказал мне хорошее мнемоническое правило: если видишь на улице французов с багетами (у французов традиция ходить по городу с багетами туда-сюда в районе начала обеда и ужина) — спеши в кафе, чтобы не упустить еду.
Впрочем, на Уоллисе это слабо помогает: в стране — за пределами 3,5 гостиниц — единственный ресторан, так что выезжать за ворота без быстрорастворимой лапши недальновидно. Деньги тут такие же, как во Французской Полинезии и Новой Каледонии: franc pacifique, 1,000 XPF = €8,4.
Особое богатство Уоллиса — многочисленные озёра, расположенные в кратерах бывших вулканов.
Озеро Lalolalo. Высота обрыва тут 30 метров, но фотографией не докажешь: вниз слезть нельзя, стены отвесные. Да и сам подход к обрыву через джунгли не прост и не очевиден:
Говорят, что после Второй Мировой американцы затопили тут своё оружие. Ну я не знаю.
В лагуне вокруг Уоллиса есть моту с белыми пляжами, но песок на них обычно из крупного кораллового боя:
Презрение к доходам даже от редких туристов сквозит в каждой мелочи: чтобы арендовать машину, поехать куда-нибудь на лодке или занырнуть приходится поунижаться (и то всё может сорваться в последний момент). Указателей на дорогах нет, и если не повезло найти место самим, приходится искать какого-нибудь местного на мопеде, принявшего уже 10 пива.
Магазин сувениров:
Реконструкция тонганского форта Talietumu (наш блог много писал про полинезийские каменные постройки, например тут):
Вот с чем у французов всегда строго, так это с похоронами: во всех тихоокеанских колониях погребения во дворах отменены и покойники сосредоточены на красиво украшенных цветами и тканями кладбищах:
Здорово, спасибо!