Этим утром просыпаюсь в Мапуто. Мапуто — гигантский, красивый, динамично развивающийся город с богатой историей. Над даунтауном доминирует новейший, построенный на китайский кредит, самый большой в Африке подвесной мост Мапуту—Катембе через эстуарий Мбулузи (тут его называют бухта Мапуто). Мост вот-вот откроют:
Лоренсу-Маркиш
1787:
Мапуто начинался как португальский Лоренсу-Маркиш, и рос как город-порт вместе со свободным Трансваалем, а потом, когда британцы уничтожили Трансвааль, вместе с Южно-Африканским Союзом и Южной Родезией.
O Cais Gorjão, em Lourenço Marques, na tarde do dia 28 de Agosto de 1915, um sábado, em plena I Guerra Mundial, delagoabayworld.wordpress.com
wiki
Вместе с железными дорогами, а потом с дешёвыми и трансатлантическими перелётами в Лоренсу-Маркиш приходит и растёт туризм!
Видели ли бы вы мозамбикские пляжи: они широкие, бесконечные, у фантастического лазурного Индийского океана, с мелким белым песком и мало чем уступают мальдивским, сейшельским, реюньйонским или маврикийским:
Passageiros desembarcam em Lourenço Marques, 1961, delagoabayworld.wordpress.com
Um Boeing 747 da TAP. Começou a escalar Lourenço Marques em 1972, delagoabayworld.wordpress.com
В 1964-м Фронт освобождения Мозамбика (люди заставшие программу «Время» помнят и фронт, и аббревиатуру ФРЕЛИМО) — сначала при поддержке США, потом при поддержке СССР — начал войну против португальцев, которая с переменным успехом продолжалась 10 лет (у меня откуда-то в памяти, что португальцы убили 2 миллиона местных, но в википедии — 60—85 тысяч жертв среди коренного населения), пока в Португалии не победила Революция гвоздик.
Новое португальское правительство дало свободу всем колониям (в Португалии до 1974-го был типичный для Европы 30-х фашистский режим, на Пиренейском полуострове они почему-то хорошо переживали II мировую (фашистский в прямом смысле, а не как дисфемизм фашистский)), Самора Машел становится президентом, а из страны за две недели уезжает 300,000 человек — почти всё белое португальское население.
Esta equipa de mini-basquete disputou o troféu (e dez bicicletas) no segundo Torneio da Coca-Cola em mini-basquet, que na altura empolgou a Cidade de Lourenço Marques, delagoabayworld.wordpress.com
Um Clube Naval de Maputo, delagoabayworld.wordpress.com
Потом было ещё 20 лет гражданской войны ФРЕЛИМО против РЕНАМО (новый фронт, который основали США, чтобы бороться со ставшим социалистическим ФРЕЛИМО), пока вместе со смертью СССР не наступило условное спокойствие.
Мапуту
Мапуто, наши дни:
Российские блоггеры относительно Мапуто и Мозамбика бесконечно скептичны:
Александр Лапшин, 2011-й
На меня бросается бабища-полицейская весом в полтора центнера и ударяет кулаком по плечу (целилась явно по лицу, но промахнулась), она попыталась отобрать фотоаппарат, но и это у нее не получилось. Фотоаппарат я передал Диме, а тот укрылся внутри джипа, закрывшись изнутри.
Мозамбик в путеводителях зачем-то называют «землей улыбок». Улыбку я тут встретил только один раз. Какие-то гопники, заметив дорогую камеру, расплылись в улыбке, предвкушая как прогуляют легкую добычу.
Надо сказать, что в Мозамбике довольно нервно относятся к фотографированию. За фото правительственного здания можно угодить в клетку.
В январе Рома Нестер и Соня Белле побывали в стране, входящей в топ-6 самых нищих стран мира. Они поехали в Мозамбик вдвоем за рулем арендованной машины, столкнулись с вымогательством со стороны полиции и пограничников, тотальной нищетой, улицей Ленина в столице.
Здесь не говорят по-английски и используют только незнакомый португальский. Если в Свазиленде и ЮАР тебе все улыбаются, то сразу после границы Мозамбика все улыбки разом исчезают. Люди становятся мрачнейшими, дороги — просто дикими, вождение — убийственно опасным. Мозамбик — одна из двух стран в мире, у которой на флаге изображено оружие, и единственная страна — с АК-47 на флаге.
Интернет пестрит рассказами о том, что полицейские штрафуют туристов за отсутствие паспорта, а у тех, кто паспорт носит — его забирают под каким-то предлогом и вымогают деньги за его вызволение. Рекомендация: «ходить с ксерокопией паспорта.»
Но у нас всё проходит like a breeze.
А, нет. Мой дрон говорит курлык и гимбал умирает (нельзя возить первый Mavic Pro без колпака на камеру):
Мапуту чем-то похож на Москву Лужкова. Вокруг несанкционированная торговля и грязь под ногами:
Милиционеры собираются проинспектировать уличный развал обуви:
Везде какие-то мутные парковщики:
Места для вахтёров:
Зарешеченные амбразуры окон:
Общественный транспорт терпит бедствие:
Но мелочи выдают. Пацаны неправильно сидят на кортах:
Есть, есть местные особенности. В Москве даже в самые мрачные времена обходилось почти без телег (не как на Сент-Винсенте):
И без переноски на голове:
Уличная еда:
Гигантские джипы стоят на тротуарах, зато ливневая канализация ещё не залита бетоном и, видимо, работает:
Обычная жизнь обычных людей как бы просачивается в щёлках между гигантскими джипами:
В уличной торговле много детей:
Ещё на месте красивые двери, какие-то устаревшие приспособы, плитка и отделка из предыдущей жизни, но всё уже начало зарастать рекламой. Пацаны трут по мобилам:
Дом на улице Карла-Маркса с уже ветшающим общественным фасадом, но частный офис отремонтирован с малахитовыми плитками и тонированными оконными стёклами:
Лонли Плэнет называет столицами ар-деко Дурбан, Касабланку, Монтевидео и Каунас, но упускает находящийся буквально под носом Мапуту:
Дурбан? Нет, Мапуто:
Каунас? Нет, Мапуто:
Где-то в Италии? Нет, Мапуто:
South Beach, FL? Нет, Мапуто:
Колониального португальского тротуара (как в Восточном Тиморе, Макао или самой Португалии) в Мапуто пока много, но постепенно деколонизируют:
С азулежу попался уже единственный фасад:
Екатеринбург называют мировой столицей конструктивизма, но в Мапуту тоже хорошо. В обоих городах появляются деньги: я полагаю, всё это будет сносится:
Брутализм? Тут, конечно, не Болгария и не бывшая Югославия, ннооо:
Фотографироваться не любят: пришлось повозиться, чтобы наснимать на этот пост:
Мапуту постепенно наступает на Лоренсу-Маркиш:
Центральный вокзал. Раньше отсюда в количестве отправлялись международные поезда трёх железных дорог с капской колеёй шириной 1067 мм (как на Сахалине!): Мапуто—Претория (в ЮАР), Мапуто—Свазиленд (в Свазиленд/Эсватини) и Лимпопо (до Сомабхулы в Зимбабве). В 70—90-е всё разом пошло как-то не так и железнодорожное сообщение развалилось, но сейчас вернули поезда раз в сутки до пограничных мозабикских Гобы и Рессано Гарсии[1]. Можно добраться и до Йоханнесбурга, конечно, но дальше начинаются прохладные истории типа
Walk across the border from Ressano Garcia to Komatipoort. It’s only a few kilometres, see below for advice. Komatipoort to Jo’burg by South African train. IMPORTANT UPDATE: In 2019 I’ve had reports that this train isn’t running at the moment, until further notice. It is not clear how permanent or temporary this is.[2]
Вечереет
В барах, похожих на прибалтийские бары из 80-х, зажигаются огни, похожие на популярные в московских «евроремонтах» 90-х:
На улицах начинается ночная жизнь:
С наступлением темноты поскорее спешу в гостиницу — потому что завтра будет новый день
Such a great city!
Я хотел бы вернуться туда вновь. Пока по Номадмании я посетил только 2 из 5 регионов Мозамбика, так что повод есть. А во скольки регионах Мозамбика были вы?
Делитесь в комментариях
Продолжение: Нампула—Замбезия »
PS Подписывайтесь на обновления блога: теперь у нас кроме RSS и жж, есть и быстро растущий телеграм. Лайк, ретвит, шер.
Я думаю имелась в виду живучесть фашистских режимов на *Пиренейском* полуострове.
А так отличный репортаж, спасибо. Я на секунду подумал, что это канал https://t.me/because_africa