В Бахрейне всё как я люблю: это маленький суверенный остров-государство, площадью в 70% Москвы и чуть больше Сингапура. Если бы не Сингапур и не Мальдивы (я изучил вопрос!), был бы самой маленькой страной в Азии. Столица Манама:
На первый взгляд кажется, что это типичная страна Персидского залива. Имеется новый даунтаун, деньги с изображением нефтяных вышек, а с рекламных щитов на тебя по-доброму взирает местный король (часто в окружении мужских родственников — покойного отца и, видимо, сына):
Король حمد بن عيسى آل خليفة
Отец короля, эмир عيسى بن سلمان آل خليفة; June 3, 1933 – March 6, 1999
Как у больших, тут намывают/насыпают острова и строят на них виллы, гостиницы и конгресс-центры. Ветер приносит пыль из Аравийской пустыни, отчего горизонт может быть не виден, а небо становится желтоватым.
Wet dreams главных российских коррупционеров тут уже осуществились — есть свой этап Формулы-1 (на снимке — главная трибуна автодрома Bahrain International Circuit):
Мост King Fahd Causeway длиной 28 км до Саудовской Аравии через Персидский залив, разумеется с ресторанами посередине.
Пустой четырыхполосный хайвей может много километров вести по пустыне к коттеджному поселку на какой-нибудь насыпной «жемчужине» (фермы с закругляющимися углами с дорожными знаками над автострадами как в соседнем Катаре):
Сами коттеджные посёлки строятся с размахом:
Но есть отличия. В одном бахрейнском динаре 1000, а не 100 разменных денежных единиц! Нефть в Бахрейне уже кончалась, экономику уже пришлось переориентировать на туризм и финансы, политическую систему размягчить. Население маленькое (800 тыс.) и тут всё как-то по-провинциальному, и в хорошем смысле тоже: не злобно и просто.
Портреты руководства встречаются тут реже, чем в ОАЭ, но подход бывает креативнее:
Настоящее лицо современного Бахрейна такое:
Стандартная городская среда (я об архитектуре) агрессивна, как обыкновенно бывает у арабов и в бывших соцстранах:
На улицах довольно чисто и, несмотря на жару, почему-то ничем неприятным не пахнет, это вам не Нью-Йорк, где чуть припекло и сразу запах как на помойке. На картинке — tribute:
Летом тут до 45-47° (в нашу поездку держалось 36°) и очень влажно, так что воду приходится пить литрами. Так что главный формат местных магазинов шаговой доступности — «Cold Store»: всё крутится вокруг холодной воды, но продаются любые ходовые товары (ср. с американскими drugstore или российскими palatka)
Но автобусные остановки тут самые обычные, а не кондиционированные, как в ОАЭ. Вот эта простодушно называется «Cars» из-за магазина машин с пробегом:
Мужчину-бахрейнца сложно встретить работающим: половина населения — трудовые мигранты из Ирана, Индии и юго-восточной Азии. Удивительно, как они выживают на открытой улице в 35-40°, работая на стройке, передвигаясь пешком и на велосипедах.
Если кондиционера поблизости нет, приходится использовать подручные средства:
Бахрейн сшиб с ног меня тем, что из крыш частных домов тут не торчат арматурины для предполагаемых дополнительных этажей. Даже в суперском Ливане это далеко не везде так.
Вместо этого типичная крыша даунтауна оборудована бассейном и неоновой вывеской. Эта крыша 8-миэтажного дома — отличное место для финальной битвы Супермена с Мировым злом:
Бахрейн какое-то время был британской колонией, но не унаследовал левостороннего движения, красных телефонных будок или почтовых ящиков в виде характерных тумб. Зато полиция тут в шашечку, как в самой Англии, Австралии, на острове Святой Елены или на Джерси. У человека из СССР такое однозначно ассоциируется с такси:
Ислам в Бахрейне довольно либеральный (в частности, нет сухого закона), что привлекает туристов из Саудовской Аравии. Арабы носят традиционный наряд (включая паранджу или платок у женщин), но всё не-арабское население ходит в обычной одежде (включая футболки с коротким рукавом), а туристы даже в шортах (Важно: wikitravel считает, что People of the opposite sex HAVE been arrested for lip kissing in public and it is just not socially accepted.)
В этом Макдональдсе официантка принесла еду нам за стол (заказ принимали, впрочем, за обычного вида макдональдсовской стойкой). Может и случайность.
На дорогах и около Макдональдсов попадаются фирменные мотоциклы: работает доставка. Та же история со всеми другими западными и местными фастфудами.
— Фух!
Сетевой фастуфуд повсюду, и местный, и международный. Самая популярная еда — ливанская и индийская. Заведения off beaten paths сохраняют прочное восточное очарование: на фотке — какой-то очень популярный ресторан локального значения. Каждый вечер через огромные витринные окна видно как он забит мужиками, которые сидят на полу и едят с больших подносов правой рукой. Вход мужчинам с главной улицы, вход для женщин (и семейных пар) в отдельный зал с бокового переулка.
Это — первая часть. Продолжение про город Мухаррак, форты и пустыню здесь »
спасибо за прекрасные фотографии! как будто сам побывал в очередной экзотической стране, где я не буду никогда….