Мыс Птичий и мыс Великан
Вот природа на Сахалине волшебная. Каждый уважающий себя геоблоггер на Сахалине едет на джипах на мыс Птичий чтобы снять «мыс Великан» и показать его своим спилбергам. Мыс Птичий:
(Это — 3-я часть, начало про Сахалин тут, 2-я часть тут, 3-я часть.)
Едем на джипах на мыс Птичий. Завод Тунайча:
Да, та самая (икра горбуши, поваренная соль, растительное масло, консерванты E200):
Асфальтированная дорога кончается не доезжая завода, а грунтовка такая, что лучше съехать на песок пляжа. Залив Мордвинова:
От и так обычно депрессивных в России историй жанра «разговор с водителем», на Сахалине хочется просто биться головой об стену. «Промышленности вообще нет, было 7 ЦБК, всё развалили»; «сельское хозяйство развалили»; «судоремонтные заводы развалили»; «был танкоремонтный завод — развалили»; «при Хорошавине было лучше, а сейчас Кожемяко навёз амурчан, всё под ними, работают на рыбе и на дорогах»; «но Кожемяко ещё мелочи, у москвичей хорошая крыша, основной лов под ними, по беспределу ставят сети поперёк всех рек, почти всю рыбу вылавливают, не дают нереститься вообще никакой, результат — в этом году вообще рыбы нет»; «одно хорошо: Кожемяко всех хачей с маршрутками выгнал, купил муниципальные автобусы».
Тонино-Анивский хребет:
Грейдер упирается в народное место отдыха, отсюда до Птичьего ещё метров 500:
Пьют водку:
Пьют чай:
Ура, наконец-то мыс Птичий, он весь из арок и других скульптур, созданных выветриванием:
На самом деле, до настоящего мыса Великан отсюда ещё несколько километров, которые я пролетаю на дроне:
Невельск
Вот вам бесконечно длинный и бесконечно узкий Невельск. Невельск, в отличие от Холмска, совсем другое дело — адмирал Невельской был (а адмирала Холмского не было).
Слева — рыбный порт, справа — угольный порт:
Угольный порт (окрестные жители жалуются на угольную пыль):
«Очень дорогой порт в Невельске, поэтому никто не пользуется, никто не заходит, работы нет»; «цементный завод, рыбный порт закрыты». Центр города:
Ленин:
Невельской:
На стратегической высоте над городом, за церковью Рождества Пресвятой Богородицы, наша группа осматривает фундамент разрушенного синтоистского святилища (примерно как в Полинезии, где миссионеры строили христианские храмы на месте языческих марае):
Экскурсовод Невельского историко-краеведческого музея и руководитель краеведческого объединения «Patria» Елена Леонидовна Марцинишена показывает гостям Невельска Памятник погибшим рыбакам:
В 1967 году монумент открыли в другом месте, на горе над Невельском, как «Памятник экипажам судов „Севск“, „Себеж“ и „Нахичевань“, погибшим 19 января 1965 года на трудовом посту»:
«Кузнецов Е. А. у памятника погибшим рыбакам в Невельске», год неизв.
Но 2 августа 2007 года в Невельске случилось землятресение — сильное, 6,8 баллов, город сильно пострадал:
Невельск после землятресения, сайт Невельск-фотоальбом
Погибло 2 человека, из 777 объектов города не подлежало дальнейшей эксплуатации 268 зданий (их пришлось снести), ещё в 290 жилых домах необходимо было провести ремонтно-восстановительные работы[1]:
https://photos.sakhalin.name/photo/75601, сайт sakhalin.name
В городе планируют снести еще много жилых домов (в основном в центре), школу № 3, универмаг, почту и т.д. А вот уже успели снести школу № 4 (она вообще сильно пострадала, потом фото пришлю), суд(суды сейчас проходят в спортзале), бывший военкомат, бывшую библиотеку (за «Кусиро»), ДК, гастроном возле универмага, гастроном напротив мореходки, «Детский мир», городскую поликлинику, родной мой детсад № 5 «Солнышко» (на Нагорной) — всего не перечислишь. […] Так же в центре осталась стоять прокуратура, администрация, здание бывшего БТФ, сбербанк и ,пожалуй, все на этом. […] А строительство идет полным ходом: на третье сентября в городе был заложен фундамент на ДВА восьмиквартирных дома! К зиме все лишившиеся жилья 1500 (это очень округленно, точную цифру не знаю) семей будут жить в новых коммунальных квартирах!
В Невельске до сих пор трясет, толчки от двух до четырех баллов бывают ежедневно. Что будет дальше и что делать не знает никто.
Вчера местное ТВ широко и бурно осветило сдачу первого нового модульного домика. Кстати, они все-таки 12-квартирные. Теперь наша доблестная власть обещает к зиме сдать 15 таких домиков, а это 180 квартир. Ну хоть уже не бросают нелепых обещаний. Все же реальным словам больше верится.
(Антонина, 14 сентября 2007)[2]
Невельск после землятресения, 2007 (фотографии Роман Шарашенидзе; Антонина, сайт Невельск-фотоальбом):
Не смотря на скептицизм Антонины в письме из 2007-го года, жильё тогда и правда очень быстро восстановили, но получилось не идеально. С одной стороны, урбанизма в России 2007-го года не было, с другой стороны, был август, и перед зимой 2007-2008 года решения надо были принимать быстро — и город получил новую микрорайонную застройку далёко от центра на пустырях и насыпных землях. Теперь на новые, сейсмоустойчивые дома жалуются: получились очень пожароопасными. Новый микрорайон «Северный», Невельск:
Центр теперь состоит только из федеральных контор и служб и выглядит не очень жилым:
Вокзал Невельска (на среднем плане — с отделкой из сайдинга в виде крылышек старого логотипа МПС). Большое здание, но сюда больше никогда не придёт пассажирский поезд: РЖД отменило всё пригородное сообщение и междугородние поезда. Из РЖД вообще хреновые урбанисты: если они видят, что если на дизель, ездящий раз в сутки в 6 утра, набирается мало пассажиров, они его не ускоряют, не делают более регулярным, а просто отменяют.
Таксисты: «Возить иностранцев очень стыдно»; «японцы очень быстро осваивали Сахалин, строили десятки километров железных и обычных дорог, на самую южную точку Сахалина мыс Крильон ходил обычный рейсовый автобус, а теперь — 50 прижимов, 100 речек и надо устраивать экспедицию на джипах», всё такое.
Не пытайтесь покинуть Невельск.
Корсаков
В честь генерал-губернатора Восточной Сибири М. С. Корсакова.
Мы обогнули Крильон и вошли в залив Аниву 12 сентября перед полуднем; виден весь берег от одного мыса до другого, хотя залив имеет в диаметре около 80—90 верст. Почти в средине полукруглый берег образует небольшую выемку, которая называется бухтою или губою Лососей, и тут, у этой губы, находится Корсаковский пост, административный центр южного округа.
Пост имеет с моря приличный вид городка, не сибирского, а какого-то особенного типа, который я не берусь назвать; основан он был почти 40 лет назад, когда по южному берегу там и сям были разбросаны японские дома и сараи, и очень возможно, что это близкое соседство японских построек не обошлось без влияния на его внешность и должно было придать ей особые черты.
(А. П. Чехов «Остров Сахалин»)
В 1905 году территория южного Сахалина отошла к Японии и пост был переименован в Отомари (大泊, Ōtomari, Оодомари):
В наши дни Корсаков известен железнодорожной платформой Пять углов (комсомольцы назвали в честь родного Питера; дизель 2 раза в сутки до Южно-Сахалинска) и паромной линией Корсаков—Вакканай на самый северный остров Японии Хоккайдо (отправляется с левого пирса; 2 раза в неделю):
К югу от Корсакова осматривают завод СПГ «Сахалина-2» и развалины японского синтоистского храма бога войны Хатиман Мерей Хатиман дзиндзя и монумента, просвященного захвату юга Сахалина Японией:
Памятный знак в честь высадки японского десанта в 1905 году Карафуто Энсэй Гун Дзёрику Кинэнхи (памятник десанту экспедиционного корпуса Карафуто). Утром 7 июля 1905 года японский Северный экспедиционный корпус… начал боевые действия по захвату Южного Сахалина. Японские войска высадили десант возле деревни Мэрэй (ныне село Пригородное) под прикрытием боевых кораблей Северной эскадры… В память о событиях июля 1905 года по инициативе старосты селения Мэрэй Танака на пожертвования местного населения 14 августа 1926 года на месте высадки десанта был поставлен памятник. Он представлял собой бетонную стелу высотой 11 метров в форме трехгранного штыка, установленную на постаменте, отделанной местным камнем. Надпись на памятнике была сделана рукой соратника погибшего майора Нисикубо генерал-лейтенанта Ёсиэ Исисукэ. Возле стелы были поставлены два якоря Холла. Памятник располагался на высоком холме, к нему вела бетонная лестница. После 1945 года памятник был разрушен, стела взорвана, её шпиль лежит недалеко от основания знака. Полностью утрачена каменная облицовка основания, исчезли якоря.
(И.Самарин «Памятники истории и культуры периода губернаторства Карафуто (1905-1945 гг.). Путеводитель», Южно-Сахалинск, 2015)
За разрушенной стелой сохранилось тюрейто храма – хранилище поимённых списков погибших солдат (имя солдата и годы жизни писали на специальных деревянных табличках итани)[3]:
Местные жители купаются в море около комплекса «Пригородное» (завод по сжижению и отгрузке газа) проекта «Сахалин-2»:
Сейчас Сахалинской области поступает 75% налогов на прибыль «Сахалина-1» и «Сахалина-2» (73,1 млрд. рублей в 2016 году), суммарно составляя 50% бюджета области, и весь уродский сайдинг из предыдущих постов ([1], [2], [3]), в общем, делается на эти деньги. С 2018 года, по инициативе вице-премьера по развитию Дальнего востока Юрия Трутнева, 75% налогов от «Сахалина-1» и «Сахалина-2» будут уходить в Москву. Сахалину будет оставаться 12 млрд. рублей[4] [5] и безумные проекты по псевдо-улучшению острова, разрушавшие его самобытность, наконец-то, вынуждено будут остановлены.
Замечательный отчет, спасибо. Сивучей на невельском брейкватере видели?