Опубликовано

Сахалин: Холмск, Маука, «Чёртов мост»

Холмск

Самый красивый город Сахалина — Холмск: тут чудом сохранилось чуть-чуть зданий сталинского исторического центра, но главная причина, конечно — холмистый рельеф и Японское море в лице залива Невельского Татарского пролива. В Холмск попадают либо чтобы посмотреть «Чёртов мост» и другие фрагменты крутой японской исторической железнодорожной линии до Южно-Сахалинска 1920-хх гг (см. ниже), либо из-за незамерзающего морского порта и паромной переправы на материк, в Ванино:
Терминал морской железнодорожной грузопассажирской паромной переправы Холмск—Ванино в городе Холмск, Сахалин - панорама, аэрофотосъёмка. Ferry terminal, Kholmsk, Sakhalin, Russia - panorama, aerial photography

(Это — 3-я часть, начало про Сахалин тут, 2-я часть тут.)

Просыпаемся в лучшей гостинце города Холмск «Холмск». Пользуемся горячей водой по расписанию, не бросаем мусор в унитаз, не стираем личные вещи в раковине, закрываем воду в кране:
Гостиница Холмск, Сахалин. Расписание подачи горячей воды. Вещи в раковине не стирать. Kholmsk hotel, Sakhalin, Russia.

Привезли японских (или корейских?) туристов:
Гостиница Холмск, Сахалин. Привезли группу японских туристов. Kholmsk hotel, Sakhalin, Russia. Group of Japanese tourists

Японские (корейские?) антимакассары в туристическом автобусе — последнее, что связывает их с великой азиатской родиной и создаёт чувство безопасности, дальше — Россия:
Антимакассары, салфетки-подголовники в японском/корейском/азиатском туристическом автобусе, Холмск, Сахалин. Antimacassars, napkins on headrests in a Japanese / Korean / Asian tourist bus, Kholmsk, Sakhalin, Russia.

Внутри очень крипотно:
Гостиница Холмск, Сахалин. Коридор. Kholmsk hotel, Sakhalin, Russia. Corridor

Но только до первого взгляда в окно: Холмск один из самых прикольных, красивых и железнодорожных городов России.

Это в Европе город начинается сразу за габаритом железной дороги, а в метре за окном офиса шипят талесы. Обычный русский город, построенный в СССР, отделён от железной дороги пустырём, советскими заборами П5 и колючей проволокой, полынью и постами милиции. Холмск не такой, он основан русскими, но современный план центра нам достался от японцев и железная дорогая тут на расстоянии вытянутой руки.

За окном — новейший тепловоз ТГ16М (2004г), который должен был заменить тепловозы ТГ16, выпущенные в 1967-1974гг, эпически мощный (на 20% мощнееtm), с продуманным циклом жизни (можно эксплуатировать после перешивки колеи с японских 1067 мм на русскую 1520), но настолько ненадёжный, что проект подвесили после выпуска всего 6:
Тепловоз ТГ16М-004, играют дети, вид из окна, гостиница Холмск, Сахалин. A view from Kholmsk hotel, Sakhalin, Russia. TG16М diesel engine; kids playing
ТГ16М-004-А

Дизель-поезд Д2 (улица Cоветская, дом 80):


Тепловоз ТГ16 (угол Морской и Победы):
Тепловоз ТГ16-062, улица Морская, Холмск, Сахалин. Morskaya street, Kholmsk, Sakhalin, Russia. TG16-062 diesel engine
ТГ16-062-А

Уходящая натура: ТГМ7, людиновский тепловоз 1974-1983гг, специально для капскойсахалинской колеи:

«Чёртов мост»

Но настоящая японская жемчужина Холмска и всего Сахалина, конечно, заброшенная железнодорожная линия Холмск—Южно-Сахалинск. Сейчас она обрывается в 6 км от города платформой «77 км пк 9», а со стороны Южно-Сахалинска — в 17 километрах станцией Новодеревенская. Пути между «77 км пк 9» и Новодеревенская почти все разобраны и сданы на металлом, насыпи осели, деревянные конструкции сгорели либо догнивают, а не обслуживаемые бетонные тоннели протекают и осыпаются. Всё это наследие до сих пор производит сильное впечатление, надо осмотреть.

Раннее утро, спешим на Южный вокзал Холмска. Сейчас большинство пассажирских дизелей отменили, почти по всем направлениям осталось пару поездов в сутки (один ранним утром и один вечером), не успел — опоздал. Под слоем балласта плохо видно, но первый путь уже подготовлен для перешивки на российскую колею: у него специальные шпалы, на которые можно уложить сразу 3 рельса.

Ждут дизель на дачу:
Пассажиры-дачники ждут поезда. Южный вокзал, Холмск, Сахалин. Waiting for a train to dacha. Southern railway station, Kholmsk, Sakhalin, Russia (2017).

Сейчас на Холмске-Южном есть остановочный павильон типа автобусного, несколько старых японских вагонов в запасе и пожарный поезд, а при Японии и СССР тут стоял совершенно прекрасный конструктивистский вокзал (до 1945-го года символизировавший технологическое могущество и устремлённость Японской Империи в будущее, а с 1945-го по 1991-й технологические амбиции и устремлённость в будущее Советского Союза):
Южный вокзал (1927), японская Маока (город Холмск), Карафуто (Южный Сахалин). Southern railway station (Japanese town of Maoka, Karafuto, Southern Sakhalin), now town of Kholmsk, Russia
© wiki

В 1991-м Сахалин освободили от СССР и вокзал почти сразу снесли (РЖД вообще второй или третий серийный уничтожитель архитектурного наследия в стране после Юрия Лужкова и горсовета Иркутска). 1992-й год, Южный Вокзал Холмска, подготовленный к сносу, фото из wiki:
Южный вокзал (1992), японская Маока (Холмск), Карафуто (Южный Сахалин). Southern railway station (Japanese town of Maoka, Karafuto, Southern Sakhalin), now Kholmsk, Russia
© wiki

Прибытие дизель-поезда Д2:

Пассажиры:
Пассажиры внутри дизель-поезда Д2, вокзал Южно-Сахалинска, Сахалин. Passengers inside D2 diesel train, Yuzhno-Sakhalinsk main station, Sakhalin, Russia.

— Ну чё там?
— Сейчас поедем.
Дизель-поезд Д2. Южный вокзал, Холмск, Сахалин. D2 diesel train. Southern railway station, Kholmsk, Sakhalin, Russia.

Когда Д2 проектировали и строили в Японии, считалось, что пассажирам нужен туалет, и в каждом вагоне сделали по одному, но русские должны терпеть, поэтому туалеты закрыты наглухо:

Проезжаем Холмский целлюлозно-бумажный завод — основан в 1919 году, одно из ведущих предприятий губернаторства Карафуто и Сахалинской области в XX веке, в течение 70-ти лет завод являлся ведущим предприятием города Холмск. При СССР на ЦБК производились реконструкции, совершенствовались технологии и организационно-технические мероприятия. Так, в 1967 году выход целлюлозы с 1 м³ составил свыше 70 тонн, это в 2,2 раза больше, чем в 1947 году.[1]:
Бумажная фабрика (Маока, 1930-е годы), Карафуто (Южный Сахалин). Ныне город Холмск, Холмский ЦБК, Россия
© wiki

Всего на Сахалине работало семь ЦБК, доставшихся от японцев, а их продукция шла на экспорт. Когда СССР пал, все заводы остановили и сейчас на Сахалине не осталось ни одного действующего целлюлозного производства:
Заброшенный холмский целлюлозно-бумажный завод (ЦБК) японской постройки, Холмск, Сахалин. The abandoned Japanese paper and pulp mill, Kholmsk, Sakhalin, Russia.

За разгромом с сопки грустно наблюдает примечательный советский маяк 1958-го года постройки с французским осветительным оборудованием 1913-го года:
Маяк в Холмске (1958г), Сахалин, Россия. Lighthouse in Kholmsk (1958), Sakhalin, Russia.

Поворачиваем налево в сопки, в сторону Южно-Сахалинска. Водохранилище Тайное — 1920-й год, период Карафуто, построено для снабжения Маоки и ЦБК водой:
Тайное водохранилище, Холмск, Сахалин. Водосброс. "Secret" reservoir, Kholmsk, Sakhalin. Spillway.

«Тайное» в современном названии просто звукоподражание, при японцах озеро называлось Тай (Tei; наверное, «нижнее»?):
1930. Прекрасный вид на водохранилище Тай, Маока, Карафуто (Холмск, Южный Сахалин). The fine view of Tei reservoir in Maoka (Kholmsk), Karafuto (South Sakhalin)

Водохранилище Тай, Маока, Карафуто (Холмск, Южный Сахалин). The view of Tei reservoir in Maoka (Kholmsk), Karafuto (South Sakhalin)

Платформа «77 км пк 9» — просто бетонная плита посреди сопок и буйного сахалинского высокотравья:
Платформа «77 км пк 9», линия Холмск—Южно-Сахалинск, Сахалин. The railroad stop "77km", Kholmsk-Yuzhno-Sakhalinsk railroad line, Sakhalin, Russia.

Дачи:
Дача под Холмском и сахалинское высокотравье, Сахалин. Dacha near Kholmsk and Sakhalin high grass, Sakhalin, Russia.

Дачницы и шпиц собирают малину:
Бабушки и шпиц собирают малину, дачи у Холмска, Сахалин. Pomeranian dog and babushkas picking wild raspberries, dachas near Kholmsk, Sakhalin, Russia.

Выше по линии участков почти нет, так что железная дорога теперь обрывается здесь. Дальше — очень простой трек (потому что тут насыпь ещё цела, не заросла и уклоны железнодорожные) примерно на 2 километра до самого «Чёртового моста»:
Туристы на платформе «77 км пк 9», в тупике железнодорожной линии Холмск—Южно-Сахалинск, Сахалин. Trackers/tourists at the railroad stop "77km", at the end of Kholmsk-Yuzhno-Sakhalinsk railroad line, Sakhalin, Russia.

Предпринимаем меры безопасности: поливаем себя средством против клещей (как все делают по аналогии со средствами против комаров и мошек не читая инструкции, а на самом деле надо брызгать пустую (без путешественника) одежду за сутки и дать ей просохнуть ночь, а то — высыпания, химические ожоги, аллергия), а старший группы Фёдор раздаёт файеры и ракетницы против медведей:
Заброшенная железнодорожная линия Холмск—Южно-Сахалинск, Сахалин. Abandoned railroad line of Kholmsk-Yuzhno-Sakhalinsk, Sakhalin, Russia.

Заброшенная железнодорожная линия Холмск—Южно-Сахалинск, Сахалин. Abandoned railroad line of Kholmsk-Yuzhno-Sakhalinsk, Sakhalin, Russia.

Погода меняется каждые полчаса. Сейчас временно дождь:
Сахалинское высокотравье, дождь. Девушка/женщина/туристка использует лопух вместо зонта на заброшенной железнодорожной линии Холмск—Южно-Сахалинск, Сахалин. Tracker/tourist/girl using burdock as an umbrella at the abandoned Kholmsk-Yuzhno-Sakhalinsk railroad line, Sakhalin, Russia. Sakhalin high grass

Минут 25 и впереди показывается мост:
Чёртов мост. Заброшенная железнодорожная линия Холмск—Южно-Сахалинск, Сахалин. Abandoned railroad line Kholmsk-Yuzhno-Sakhalinsk, Sakhalin, Russia. Takaradai spiral line bridge

Мост длиной 125 метров — часть Takaradai spiral line. Запущена японцами в 1928 как часть линии из Маоки (Холмска) до столицы острова города Тоёхара (Южно-Сахалинск), закрыта и заброшена в 1994. Местные называют объект не палясь «Чёртов мост», как бы сразу давая понять своё отношение к нему как к артефкату непостижимо более продвинутой цивилизации:

Путь из Холмска заходит в нижний портал тоннеля длиной 870 метров, который поворачивает внутри сопки на 270° направо-направо-направо, чтобы оставаясь внутри одной долины подняться на высоту моста — 41 метр:
Чёртов мост. Заброшенная железнодорожная линия Холмск—Южно-Сахалинск, Сахалин. Abandoned railroad line Kholmsk-Yuzhno-Sakhalinsk, Sakhalin, Russia. Takaradai spiral line bridge

Сам мост пока в хорошем состоянии, все брёвна верхнего строения целы, не сгнили и их никто не спалил, доступен для туристов любого уровня подготовки, приезжайте:
Туристы на чёртовом мосту. Заброшенная железнодорожная линия Холмск—Южно-Сахалинск, Сахалин. Abandoned railroad line Kholmsk-Yuzhno-Sakhalinsk, Sakhalin, Russia. Takaradai spiral line, tourists crossing the bridge

Тем временем русский язык на наших глазах стремительно умирает — ещё 15 лет невозможно было представить хулигана, выводящего среди конвенционных «Воронков пидор» и «тут были туристы Егор» что-то типа ССО МГСУ («студенческий строительный отряд Московского государственного строительного университета») или МБОУ СОШ №32 (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №32).

При японцах и советах очень линия хорошо охранялась, вот ДОТ:
Чёртов мост. ДОТ. Заброшенная железнодорожная линия Холмск—Южно-Сахалинск, Сахалин. Abandoned railroad line Kholmsk-Yuzhno-Sakhalinsk, Sakhalin, Russia. Takaradai spiral line. Pillbox

В сторону следующего, «Ведьминого» моста — 5 километров по насыпи и шпалам, путь дальше совсем уже зарос. Жаль, сегодня туда не пойдём.
Между Чёртовым и ведьминым мостом. Заброшенная железнодорожная линия Холмск—Южно-Сахалинск, Сахалин. Abandoned railroad line of Kholmsk-Yuzhno-Sakhalinsk, Sakhalin, Russia.

Тем кто заинтересовался, дополнительное чтение. Видно, что уже «Ведьмин» мост в плохом состоянии, а рельсы вплоть до Новодеревенской под Южно-Сахалинском разобраны:
1) Прошли линию целиком пешком от Южно-Сахалинска (Новодеревенской) до Холмска (77км): obolev.livejournal.com/16072.html;
2) За месяц объехали Сахалин и прошли линию Холмск—Южно-Сахалинск целиком по следам первых: mikka.livejournal.com/139736.html;
3) Репортаж Доли: sergeydolya.livejournal.com/1396184.html.

Маука—Маока—Холмск

Сначала на месте Холмска была айнская деревня Маука. Гиды говорят что айнское слово маука что-то значит (наверняка, наносы морского плавника or something, как положено любому хорошему названию для приморского населенного пункта на Дальнем Востоке; но постоянные читатели моего блога конечно понимают, что слово маука определённо полинезийское). В 1870-м русские основали на месте Мауки военный пост Маука, а в 1905-м японцы переименовали Мауку в Маоку. При деяпонизации после победы СССР во Второй Мировой город переименовали в Холмск, не особо разбираясь, японское название это было название или айнское (я ожидал, что Холмск наверняка назван в честь какого-нибудь генерала, командира или коммуниста Холмского, а оказалось, что просто из-за холмов).

По этому поводу советская мемориальная стена (сталинский период):
Памятник, мемориальная стена сталинского периода Маука-Холмск, Сахалин. Monument and the memorial wall of Mauka-Kholmsk, Sakhalin, Russia

В сталинское время Холмску был положен простенький парадный центр. Ворота Холмского морского торгового порта:
Парадные ворота Холмского морского торгового порта, Холмск, Сахалин. Gates to Kholmsk sea port, Sakhalin, Russia.

Некоторые ещё помнят из детства как прекрасны были города, в которых фасады пропорциональны, отделка уместна, тополи пушисты, а площади представляли собой ансамбли. 

Было:
Двухэтажный деревянный дом на улице Чехова, 36, Холмск, Сахалин. Two-storey wooden house on Chekhov street, 36, Kholmsk, Sakhalin.
улица Чехова, дом 36

Было:
Центральная библиотека имени Ю. Николаева. Сталинские дома, улица Советская, дом 124, Холмск, Сахалин. Central library of Kholmsk named after Nikolaev, Stalin era houses, Sovetskaya street, Kholmsk, Sakhalin, Russia
Центральная библиотека имени Ю. Николаева

Но однажды вместе с борщевиком из центральной России или Китая на Сахалин попал сайдинг. 

Стало:
Магазин "Строймаркет" - Сантехника, электротовары, электроинструмент, спецодежда. Сталинский дом, обшитый сайдингом, улица Советская, 122, Холмск, Сахалин. Renovated Stalin era house, Sovetskaya st, Kholmsk, Sakhalin, Russia

Сначала кажется, что никакого сайдинга нет и быть не может:
Мужчина с кошками, улица Героев, 3, Холмск, Сахалин. A man with cats, Kholmsk, Sakhalin

Но сайдинг начинается незаметно:
Сталинский дом, улица Советская, дом 75, Холмск, Сахалин. Stalin era house, Sovetskaya st, 75, Kholmsk, Sakhalin, Russia
Pure Evil

Сайдинга становится больше:
Участковая избирательная комиссия избирательного участка №261. Лицей "Надежда". Холмск, Сахалин.

Сайдинг занимает всё доступное пространство:
Женская консультация. Сталинский дом заделанный сайдингом. Холмск, Сахалин

Понятно, что раньше 99% времени эти прекрасные сталинистикие центры стояли облезлыми — плохая советская краска, меленькие бюджеты и раздолбайство никогда не справлялись с северными температурами, ветрами и туманами.

Было:
Магазины "Твой уютный дом", "Мясной дворик", Шторы-Карнизы, Мягкая мебель, Кровати-Шкафы. Сталинский дом, улица Советская, дом 128, Холмск, Сахалин. Stalin era house, Kholmsk, Sakhalin, Russia

Но всё равно жалко.

Стало:
Магазин "Формула 1". Сталинский дом, обшитый сайдингом, улица Советская, Холмск, Сахалин. Renovated Stalin era house, Sovetskaya st, Kholmsk, Sakhalin, Russia

Храм Святого Николая Чудотворца в здании советского кинотеатра Октябрь:
Храм Николая Чудотворца, бывший кинотеатр Октябрь, Холмск, Сахалин. The Church of St. Nicholas the Wonderworker, the former cinema October, Kholmsk, Sakhalin, Russia

Красивый советский город Холмск постепенно исчезает без всяких законов о десоветизации.
МБУК Историко культурный центр Муниципального образования Холмский городской округ. улица Победы, Холмск. Pobedy street, Kholmsk, Russia.
МБУК «Историко культурный центр Муниципального образования «Холмский городской округ»»

* * *

Японского наследия в Холмске меньше, чем советского или русского, но есть. Вот школьный го-синтай хондэн (спрятался во дворе улицы Героев, 3) — в школах имперской Японии в таких хранились священные предметы, связанные с культом императора (прежде всего, его портрет):
Школьный госинтай хондэн, во дворе улицы Героев, 3, Холмск, Сахалин. School go-shintai honden, Kholmsk, Sakhalin, Russia.

Вот японский садик перед Сахалинским морским пароходством, куда свезли несколько предметов, сохранившихся со времён Карафуто:
Японский садик перед Сахалинским Морским Пароходством, Холмск, Сахалин. Japanese garden in front of the Sakhalin Shipping Company, Kholmsk, Sakhalin, Russia.

Над храмовой чашей для ритуальных омовений на табличках напечатаны стихи. Хотел бы привести их здесь:

Этой ванне сотня лет,
Посетитель, брось монет!
Если будешь в парк ходить,
Будешь очень долго жить!

Чтоб в семье был мир и лад
В ванну брось 5 раз подряд.
Ты, Жених, рублей по 10
И свидетели по 5

Чтоб удачи ты достиг,
Брось монету, выпускник!
Чтоб светла была дорога,
Денег надо бросить много!

Японский садик перед Сахалинским Морским Пароходством, Холмск, Сахалин. Japanese garden in front of the Sakhalin Shipping Company, Kholmsk, Sakhalin, Russia.

* * *

Корейцы жили на Дальнем востоке Российской Империи и раньше, но большую часть (70 тысяч человек) привезли с юга Кореи на Сахалин японцы в период Империи и префектуры Карафуто как подневольную рабсилу — строить все эти прекрасные мосты и железные дороги в нечеловеческих условиях. К победе СССР и союзников во Второй мировой в 1945-м году корейцев на острове в живых осталась 50 тысяч, но если всё японское население Южного Сахалина репатриировали в Японию до 1949-го, то по поводу корейцев СССР разрывался ещё до 1970-х, позволяя как оставаться в СССР и принимать советское гражданство (на Дальнем Востоке были нужны трудовые ресурсы), так и уезжать в КНДР (союзнику надо было помогать не смотря на то, что сахалинские корейцы были с южных префектур полуострова). К 70-м дураков осталось мало, и для репатриации в КНДР к корейцам приходилось уже приставлять воинский конвой, но, слава богу, отношения с Кимами совсем охладились и южносахалинские корейцы окончательно превратились в советских.

В 1990-м, после установления отношений с Южной Кореей, они запустили программу возвращения корейцев и на настоящую родину, на юг, но она получилась по-азиатски циничной: вернуться могут только те, кто родились на или прибыли на Сахалин до 15 августа 1945 года (даты обретения Кореей независимости от Японии), и, с определёнными оговорками, их супруги и дети.

Утро на набережной:
Набережная на площади Мира, Холмск, Сахалин. Quay on the Mir square, Kholmsk, Sakhalin, Russia.

Дети купаются:
Дети купаются в парке рядом с Морским торговым портом Холмска, Сахалин. Kids swimming near Kholmsk port, Sakhalin, Russia.

Сейчас предвыборный период и со всех стен Холмска в упор, не отводя взгляд, на горожан смотрит кандидат от «Единой России» в депутаты Сахалинской Областной Думы по округу №6 член партии «Единая Россия» Игорь Осипенко:
Рабочие на фоне плаката кандидата в Сахалинскую областную думу от Единой России Игорь Осипенко, 2017 год, Холмск, Сахалин. Workers in front of a poster of a candidate for the Sakhalin Regional Duma from United Russia party Igor Osipenko, 2017, Kholmsk, Sakhalin

Игорь Осипенко смотрит уже немного устало и видит россиян как бы насквозь. Он обязательно будет избран, а у его подопечных, не смотря на все временные сложности, всё будет хорошо:
Центральная площадь на фоне щита с рекламой кандидата в Сахалинскую областную думу от Единой России Игорь Осипенко, 2017 год, Холмск, Сахалин. Central place of Kholmsk, a poster of a candidate for the Sakhalin Regional Duma from United Russia party Igor Osipenko, 2017, Kholmsk, Sakhalin

 

 

Окончание следует

 

Отправить ответ

1 комментарий на "Сахалин: Холмск, Маука, «Чёртов мост»"

Notify of
avatar
Sort by:   newest | oldest
Дмитрий
Дмитрий

Спасибо вам Дмитрий, очень интересно.

wpDiscuz