Замбия: город Ливингстон, железнодорожный музей Замбии, Родезия

Ливингстон

Город с названием Ливингстон не мог не быть чудесным. Ливингстон и сейчас был бы одним из прекраснейших из городов Африки и крупным туристическим центром, если бы не падение Северной Родезии.
Город Ливингстон, Замбия. Центр, на главной улице. Livingstone city downtown, Zambia, town centre, on the main street. The historical Stanley house. The historical Capitol theatre
The Capitol theatre, 1931

Кругом британское наследие (мой эрудированный читатель, конечно, понимает, что если бы наследие было голландское, как в ЮАР, то на вывеске значилось бы Woonderbakken или типа такого):
Город Ливингстон, Замбия. Центр, на главной улице. Livingstone city downtown, Zambia, town centre, on the main street. Airtel. Wonderbake.
airtel

У колониальных особняков крыши как британские пробковые шлемы:
Город Ливингстон, Замбия. Колониальный особняк. Livingstone city, Zambia, colonial mansion

На часовой башне музея Дэвида Ливингстона (занимался фактчекингом для этого поста и с удивлением обнаружил, что у Ливингстона не было рыцарского звания!) цифра IIII на месте цифры 4, как положено в хороших старых городах:
Город Ливингстон, Замбия. Центр, часовая башня музея Родса-Ливингостона на главной улице. Livingstone city, Zambia, city centre, The Clocktower of The Rhodes-Livingstone Museum on the main street

Люблю архитектуру. Как через любой руб аль-хизб на здании в бывшей союзной республике просвечивает звезда СССР с серпами и молотами, так и тут — просто переименование музея не спасает.The Rhodes-Livingstone Museum corner stone. Livingstone city, Zambia, city centre, on the main street. Город Ливингстон, Замбия. Центр, часовая башня музея Родса-Ливингостона на главной улице. Камень в основании.

Расцвет Ливингстона начался в 1905-м, когда Сесиль Родс довёл сюда свою трансафриканскую железную дорогу и закончил мост через водопад Виктория. Центральный вокзал:
Город Ливингстон, Замбия. Центральный железнодорожный вокзал. Livingstone city, Zambia, town centre, the central railroad station
Welcome to Zambia Railways Limited

«Колосс Родса». Карикатура из журнала «Панч» (1892). The Rhodes Colossus: Caricature of Cecil John Rhodes, after he announced plans for a telegraph line and railroad from Cape Town to Cairo.
«Колосс Родса». Карикатура из журнала «Панч» (1892)

Город Ливингстон, Замбия. Центральный железнодорожный вокзал. Livingstone city, Zambia, town centre, the central railroad station. Stop road closed sign.

Сюда в 60-х даже успел прийти функционализм, пока всё не изменилось.
Город Ливингстон, Замбия. Центр, панельный дом на главной улице. Livingstone city, Zambia, city centre, functional panel building on the main street

В начале 1960-х правительство Британии стало обсуждать независимость Северной Родезии, и, научные опытом геноцида белых в Бельгийском Конго, родезийцы насторожились и начали покидать страну (переезжали в Южную Родезию и ЮАР, сейчас видно, что в этом не было долгосрочного смысла).
Город Ливингстон, Замбия. Центр, панельный дом на главной улице. Livingstone city, Zambia, city centre, functional panel building on the main street

Понятно: в то время главным критерием для объявления независимости от Британии в глазах центрального правительства была передача власти в руки чёрного большинства. На центральной улице Ливингстона:
Город Ливингстон, Замбия. Центр, на главной улице, пассажиры в грузовике. Livingstone city downtown, Zambia, town centre, on the main street. People on truck

После выборов 1962-го в местном Законодательном совете, наконец, возникло чёрное большинство. В 1963-м году Северная Родезия получила конституцию и самоуправление. Белые стали покидать страну с утроенной силой.
Город Ливингстон, Замбия. Центр, на главной улице. Livingstone city downtown, Zambia, town centre, on the main street. Shopping center. Munali cafe. Kent house.

В начале 1964-го первым (и последним) чёрным премьером Северной Родезии стал Кеннет Каунда. Страну переименовали в Замбию, чтобы лучше отражать смысл происходящего.
Women with a load on their heads. Livingstone downtown, Zambia, city centre, on the main street. Город Ливингстон, Замбия. Центр, женщины с грузом на голове на центральной улице. AJD8811

В апреле 1967 года Каунда провозгласил свою концепцию «построения замбийского гуманизма». В этой концепции отвергалась капиталистическая форма экономики, вместо которой внедрялось государственное регулирование.[1] Родезийцы стали спасаться паническим бегством. Мягкие границы:
Woman with a load on their heads. Livingstone downtown, Zambia, city centre, on the main street. Город Ливингстон, Замбия. Центр, женщина с тазами на голове на центральной улице.

В ноябре 1968 года Каунда распустил парламент. С 1969 года начался процесс национализации, в первую очередь в ключевой отрасли — медной промышленности. В декабре 1972 года в Замбии была введена однопартийная система правления. Был продолжен процесс национализации в других сферах хозяйства.[1] Уличная торговля:
Город Ливингстон, Замбия. Центр, уличная торговля на главной улице. Livingstone downtown, Zambia, city centre, street vending on the main street. Toyota

«Национализация в других сферах хозяйства», для понимания — это когда у белых фермеров (таких же обычных людей, как вы и я) без компенсации отбирают единственный источник дохода — их землю и единственное сельскохозяйственное предприятие. Продажа арахиса:
Город Ливингстон, Замбия. Центр, уличная торговля на главной улице. Продажа арахиса. Livingstone downtown, Zambia, city centre, street vending on the main street. Selling peanuts

С началом построения «замбийского гуманизма» начались всё более усиливавшиеся трудности в жизни страны — рост потребительских цен, увеличение безработицы, дефицит основных продуктов питания. Несмотря на запрет с 1970 года забастовок, число таких акций протеста росло. Замбия, имея крупнейшие природные ресурсы, превратилась в одну из беднейших стран мира.[1] Сотовый ритейл:
Город Ливингстон, Замбия. Центр, уличная торговля на главной улице. Продажа сотовых телефонов. Мобильный ритейл. Livingstone downtown, Zambia, city centre, street vending on the main street. Selling cell phones and mobile phones. ABT9527

Ливингстон, наши дни:
Город Ливингстон, Замбия. Центр, на главной улице. Livingstone city downtown, Zambia, town centre, on the main street. Негр (чёрный) с мобильным телефоном. A black man with a cell phone. Island food center. For all delicious meals.

African delight restaurant — You are what you eat:
Город Ливингстон, Замбия. Центр, на главной улице. Livingstone city downtown, Zambia, town centre, on the main street. Кока-Кола. Coca-Cola. African delight restaurant. Good food bites. You are what you eat

Город Ливингстон, Замбия. Остатки железной дороги. Livingstone city, Zambia, town centre, remains of railroad

No parking!
Город Ливингстон, Замбия. Livingstone city, Zambia, town centre. No parking. Celtic freight. www.celtic.co.za

Железнодорожный музей Замбии

Кроме водопада Виктория в Ливингстоне туристы осматривают железнодорожный музей Замбии, открытый президентом Каундой в 1987-м.

У Северной Родезии (ныне Замбия) и Южной Родезии (ныне Зимбабве) была одна железнодорожная компания на две страны — Rhodesia Railways (Железные дороги Родезии)[2]. Даже после ликвидации Северной Родезии в 1964-м, «Железные дороги Родезии» существовали ещё до 1980-го, пока не сдалась вымотанная войной против поддерживаемого СССР чёрного большинства непризнанная западными правительствами Южная Родезия.

Экспонат пассажирского вагона какого-то класса:
Rhodesia Railways passenger rail car. Пассажирский вагон железных дорог Родезии. Город Ливингстон, Замбия. Livingstone city, Zambia. Железнодорожный музей Замбии. Railway Museum. Car 2021
Rhodesia Railways

Вход стоит $10 на двоих (или на одного? не помню), а основное время при входе в музей уходит пока государственный гид убеждает туриста, что он бесплатный и «государственный» и всё расскажет нормально, а не будут разводить на деньги всё время экскурсии, как принято в Африке. Город Ливингстон, Замбия. Livingstone city, Zambia. Железнодорожный музей Замбии. Railway Museum. Туалет. WC

Город Ливингстон, Замбия. Livingstone city, Zambia. Железнодорожный музей Замбии. Railway Museum.

Город Ливингстон, Замбия. Livingstone city, Zambia. Железнодорожный музей Замбии. Railway Museum. Wheel pairs. Колёсные пары
Колёсные пары

Экспонат грузового поезда:
Rhodesia Railways freight railcar. Грузовой вагон железных дорог Родезии. Город Ливингстон, Замбия. Livingstone city, Zambia. Железнодорожный музей Замбии. Railway Museum

ZSR, вопреки интуиции, не Zuid-Rhodesië Spoorweë или типа того (тут не было африканеров), а независимая узкоколейная «Лесопильная железная дорога Замбези» (Zambezi Sawmills Railway; сейчас Mulobezi Railway, конечно) [3]. В англоязычной википедии пишут, что в 2012-м по Mulobezi Railway всё ещё ходил пассажирский поезд, раз в неделю за 2 дня преодолевая 163 километра и 9 станций. Пассажиром и крупному рогатому скоту предоставляются отдельные вагоны, так что если дорога ещё жива в 2017 — прокатитесь там за меня.
Neilson & Company built Zambezi Sawmills Railway (Mulobezi Railway) Class 7 locomotive No 1126, at the Railway Museum (Livingstone, Zambia). Город Ливингстон, Замбия. Железнодорожный музей Замбии. Паровоз №1126 Лесопильной железной дороги Замбези

Железнодорожный кран (см. ещё более крутой кран на нормандском острове Олдерни):
Rhodesia Railways railroad crane. Железнодорожный кран железных дорог Родезии. Город Ливингстон, Замбия. Livingstone city, Zambia. Железнодорожный музей Замбии. Railway Museum. Cowans Sheldon
Cowans Sheldon

Lancaster Railway Carriage & Wagon Co. Ltd. Rhodesia Railways passenger railcar footstep. Пассажирский вагон железных дорог Родезии, ступенька/подножка. Город Ливингстон, Замбия. Livingstone city, Zambia. Железнодорожный музей Замбии. Railway Museum.
Lancaster Railway Carriage & Wagon Co. Ltd.

3d and 4th class waiting room. Rhodesia Railways passenger railcar footstep. Пассажирский вагон железных дорог Родезии, ступенька/подножка. Город Ливингстон, Замбия. Livingstone city, Zambia. Железнодорожный музей Замбии. Railway Museum.
3d and 4th class waiting room

Rhodesia Railways logo on a passenger rail car window. Логотип Железных дорог Родезии на окне Пассажирского вагона железных дорог Родезии. Город Ливингстон, Замбия. Livingstone city, Zambia. Железнодорожный музей Замбии. Railway Museum
RR

Какие полезные металлические шпалы были у Железных дорог Родезии, и на забор годятся, и на дорожный знак:
Город Ливингстон, Замбия. Livingstone city, Zambia. Железнодорожный музей Замбии. Railway Museum. Steel railroad crossties (railway sleepers)

Один из ангаров Железнодорожного музея Замбии занят Еврейским музеем Ливингстона — Gateway Jewish Museum. Евреи переезжали в Родезию от экономических и политических ограничений в Европе и России, и после Холокоста и Второй мировой их число достигло максимума в 1,000+ человек, живших в Ливингстоне и Лусаке. В зале музея мало что есть, кроме щитов с чёрно-белыми фото и текстами, но 2 главных экспоната — закладные камни синагог Ливингстона и Лусаки бросаются в глаза. Они рассказывают историю за долю секунды и лучше любых информационных щитов: после получения независимости Замбией евреев тут почти не осталось, а синагоги были перестроены в церкви.
Город Ливингстон, Замбия. Livingstone city, Zambia. Еврейский музей на территории Железнодорожного музея Замбии. Gateway Jewish Museum on site of Railway Museum. Закладные камни синагог в Лусаке и Ливингстоне. Foundation stones for Livingstone and Lusaka synagogues.

И, всё-таки, Ливингстон не очень хорош для осмотра водопада — от центра города до ВикторииМоси-оа-туньи, моста через водопад и границы — 10 километров довольно спорной дороги, по которой лучше не ходить пешком, если вам важно прийти к водопаду с деньгами. Последний рывок: едем в сторону города Виктория-Фолс, Зимбабве.
Город Ливингстон, Замбия. Центральная дорога. Livingstone city, Zambia, town centre, Main road

Незадолго до границы будет поворот направо, на замбийскую сторону водопада Виктория, стоит посетить. Туристический офис работает:The Mosi-oa-Tunya/Victoria Falls site model. Victoria Falls, Livinstone/Zambia side. Модель водопада Виктория на стороне Замбии, город Ливингстон.

Пограничный переход у моста через водопад Виктория, замбийская сторона

Выезд из Замбии в Ливингстоне работает чуть лучше чем въезд в Замбию через Катима-Мулило: замбийцы-жулики и тут, конечно, сломали банкомат, но всё, в целом, как-то культурнее и с меньшим количеством издевательств над здравым смыслом. Пропуска через границу для местных жителей временно закончились:
Border officer. Victoria Falls Border Post, Livingstone, Zambia side. Пограничник. Пограничный переход на мосту через водопад Виктория, замбийская сторона, Ливингстон, Замбия

Главный документ чтобы выпустили из Замбии обратно в Зимбабве на машине, не считая паспорта — невзрачнейшего вида таможенная бумага о временном ввозе тачки в Замбию, выданная в Катима-Мулило (выглядела так, что её хотелось выбросить прямо в Катима-Мулило, но мы аккуратно привезли в файлике сюда, отлично!). После всего получаем традиционный в этой части Африки штамп на обрывке бумаги о том, что все формальности пройдены и с КПП можно выезжать дальше (предъявляется полицейскому у ворот за границу).

— Ура, ещё немного и можно будет начинать унижаться перед зимбабвийской таможней!
The last stamp! Victoria Falls Border Post, Livingstone, Zambia side. Пограничный переход на мосту через водопад Виктория, замбийская сторона, Ливингстон, Замбия. Ура, последний штамп! Юлия Власова. Julia Vlasova

НО НЕТ — необходимо внести 25 квач в пользу местного муниципалитета, типа курортного сбора (у нас наличных квач нет и не будет, последние квачи поглотил ж/д музей в Ливингстоне, а банкомат сломан). Чудом удаётся договориться и шлагбаум поднимается бесплатно. Мост через водопад Виктория, КПП, река Замбези, Замбия, Зимбабве. Victoria Falls bridge checkpoint, Zambezi river, Zambia, Zimbabwe

Снова Зимбабве

Перееезжаем Rainbow Bridge Friendship Bridge Victoria Falls Bridge (только одна машина на мосту за раз):Мост через водопад Виктория, река Замбези, Замбия, Зимбабве. Victoria Falls bridge, Zambezi river, Zambia, Zimbabwe

Поедете — планируйте побольше времени на переход границы через мост, оба КПП надёжно заблокированы очередями туристов даже не в пиковые часы.

Зимбабвийскую машину нельзя ввести в Зимабаве обратно без полного комплекта бумаг из местной полиции, но у нас всё в порядке — таможня берёт $10 по кредитной карте(!) и даёт добро. Людям для безопасности меряют температуру. Теперь зимбабвийская сторона, по сравнению с Замбией, кажется очень цивилизованной.
Asian/japanese/chinese tourists. Victoria Falls Border Post, Zimbabwe side. Азиатские (японские, китайские туристы). Пограничный переход у моста через водопад Виктория, зимбабвийская сторона, Зимбабве

Усталые пессимистичные шнырни пробуют вспарить старые гиперинфляционные деньги Зимбабве под видом новых. Мы дома.
Monkey crossing the road. Victoria Falls Border Post, Zimbabwe side. Мартышка перебегает дорогу. Пограничный переход у моста через водопад Виктория, зимбабвийская сторона, Зимбабве

Понятная картинка — набор бумаг, не считая паспортов, для объезда водопада Виктория на арендованной машине. Из бумаг критически важны и не заменяются взятками и оплатами на месте:
1-2) договор с автопрокатом, копия ПТС (copy of Vehicle Registration Book) — смотрели почти на каждом КПП;
3) письмо из полиции Зимбабве, что машина не в угоне и её можно вывозить—ввозить (Light Motor Vehicle Clearance Certificate) — смотрели на выезде/выезде из Зимбабве;
4) письмо из проката в форме похожей на доверенность с указанием маршрута поездки, заверенное полицией Зимбабве (Authority to Take Vehicle Across the Border) — смотрели на выезде/выезде из Зимбабве;
5) какая-то таможенная бумага на временный ввоз машины в Замбию — неслышно дают на въезде, жёстко требуют на выезде.
Коллекция полицейских, таможенных и пограничных бумаг и разрешений для поездки вокруг водопада Виктория по маршруту Зимбабве—Ботсвана—Намибия—Замбия на арендованной машине. Papers to go around Victoria falls via Zimbabwe-Botswana-Namibia-Zambia route on a rental car

Женщина в замбийской агитюбке Umuntu ni Lungu стоит с грузом на голове, другая женщина технично выполняет подъём груза для переноса на голове:
African women carry loads on their heads near Zambia-Zimbabwe border on Zimbabwean side of Victoria Falls. Umuntu ni Lungu skirt. Африканские женщины с грузом на голове, около водопада Виктория, Зимбабвийская сторона

Конец

 
 
Around Victoria Falls, Zimbabwe - Livingstone, Zambia; Katima-Mulilo, Namibia; Chobe, Kasane, Botswana. Вокруг водопада Вокруг водопада Виктория на машине: Виктория-Фолс, Зимбабве; Ливингстон, Замбия; Катима-Мулило, Намибия; Чобе, Касане, Ботсвана

Все части про поездку вокруг водопада Виктория:

 

Subscribe
Notify of
guest
5 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
Дмитрий
Дмитрий
7 лет назад

Спасибо, очень занимательно.

CGHost
CGHost
7 лет назад

«и после Холокоста и Второй мировой их число максимума в 1,000+ человек»
Пропустил «достигло» !

p.s. не то, чтобы это было важное замечание, но это пруф, что кто-то читает
все, что ты написал. 😉

altr
altr
7 лет назад
Reply to  mff

Читателей много