Вокруг водопада Виктория на арендованной машине: Зимбабве—Ботсвана—Намибия—Замбия—Зимбабве
Как я пишу свои уникальные крутые посты? Появление текста устроено примерно следующим образом: я задумываю какое-то ничтожное по сложности приключение, долго и безуспешно гуглю его по всему Интернету, не нахожу ничего толкового, так что приходится ехать самому ну почти на удачу. Вернувшись, сажусь и пишу пост с заголовком и первым/вторым абзацем состоящем из поисковых запросов, которые я делал до поездки, и собираю весь поисковый трафик который есть в Рунете на эту тему, все 5 запросов в месяц! Profit!
Около водопада Виктория [почти] в одной точке сходятся 4 африканские страны (Зимбабве—Ботсвана—Намибия—Замбия), и было бы глупо не объехать их все, тем более что для этого надо проехать Африка, джип-сафари, самостоятельные путешествия, аренда машины какие-то ничтожные 433 километра:
Мы приходим на рецепцию нашего крутого отеля в Виктория-Фолс, прямо на Стойку Отдела экскурсий, активностей и развлечений, и ставим задачу провезти нас по этому кругу на машине с гидом: мы нафантазировали себе, что на каждой из границ стоит по 5 человек коррупционных местных с каждой стороны, будут нужны миллион таможенных деклараций для въезда-выезда, с нас попытаются взять миллион взяток, и всё, конечно, осложнено чёрной гордостью и хорошо бы связи с местной пограничной мафией взял бы на себя местный гид.
— $1500, — подумала ночь и ответила Стойка.
— Ммм!
— За 3 дня! И вам не надо будет арендовать гиду гостиницу и кормить его, у него будет свое жильё и еда.
— Ооо!
Даже Замбези помрачнела, но мы нет. На следующее утро мы просыпаемся под рёв Ниагары пораньше, в 6 утра — водопад чёрной вуалью висит в начавшем светлеть отдалённым рассветом тёмно-синем небе: к концу путешествия мы хорошо выучили, что в южной Африке почти всё открывается примерно в 8 утра (а закрывается примерно в 16:00) и стараемся не потерять ни минуты. На центральной улице Виктория-Фолс мы находим Herz, аренда машины стоит $500 за белый Nissan X-Trail с ручной коробкой за 3 дня, ещё $50 кэшем из меня выуживает клерк на «улаживание трансграничных формальностей»: за эти деньги он возит меня по Виктория-Фолс и заводит в нужные кабинеты местного полицейского управления (и организует чтобы на выезде из Зимбабве нас встретил и ускорил прохождение поста пограничный решала). За взятку в US$10 полицейские изготавливают/визируют 2 ключевых документа, которые нужны чтобы на арендной тачке выехать, а потом въехать обратно в Зимбабве — письмо «Authority to take vehicle across broder» от владельца машины — проката Hertz (Pvr) Ltd; и «Light Motor Vehicle Clearance Certificate» от полиции о том, что машина не числится в угоне. Взятка нужна не потому что машина в угоне, а на смазку колёс бесплатного правосудия (слоган зимбабвийской полиции в этом сезоне какой-то типа «Justice must be free», приходится соответствовать).
Где-то в 12 или 12:30 выезжаем.
Дорога из Виктория-Фоллз в Касане, вокруг национальный парк, поэтому каждые 10 минут приходится останавливаться для осмотра обезьян, пумб или чего-то такого:
По дороге встречаем единственный полицейский пост, расположенный в чистом поле под деревом (даже не баньяном). Утомлённые жарой зимбабвийские полицейские задумчиво нарезают круги вокруг нашего X-Trail’а придумывая к чему бы докопаться. Проверяют работоспособность всех внешних огней, наличие огнетушителя и надутость баллонов. Самая большая гаишная подколка в этой части мира — светоотражающий треугольник для обозначения аварийной остановки.
— Где ваш треугольник?
— Вот он.
— А ВТОРОЙ?
Да, в каждой зимбабвийской машине, которая хочет уехать дальше первого полицейского поста, их должно быть два.
Пограничный переход Казунгула
Чуть больше чем через час и 77 километров мы прибываем в Казунгулу: Казунгул в Африке очень много, но эта — особая: это единственное место в мире, где в одной точке [почти] соприкасаются 4 страны — Зимбабве, Ботсвана, Намибия и Замбия. По научному — квадрипоинт.
wiki, CC BY-SA 3.0
Но тут квадрипоинт не настоящий: у Ботсваны с Замбией, всё же, есть 150 метров общей границы по тальвегу Замбези (настоящих квадипоинтов между странами в мире вообще нет, но когда-то раньше были пару раз, уже в новое время. Бывают между штатами и провинциями).
Картинка с geosite.jankrogh.com
Почти любое географическое название в Африке звучит как имя из голливудского боевика про адского диктатора для выдуманной страны, образовавшейся от распада СССР в Средней Азии или на Кавказе, «Казунгула» как раз из этой серии.
Тут в одном месте сходятся 4 страны, но всего 2 погранперехода: наземный Зимбабве—Ботсвана и паром Ботсвана—Замбия. У Намибии как раз здесь кончается полоса Каприви, стратегическое приобретение немецких колонизаторов XIX века (кусок земли и узкий остров слева вверху, оба в форме листа, — как раз конец полосы Каприви и Намибии), но границу с Намибией надо переходить в чуть других местах.
wiki, CC BY-SA 2.5
Погранпереход Зимбабве-Ботсвана в Казунгуле:
Милая африканская особенность — в присутственных местах вешают не только фото президента, но и фотку директора местного управления:
Кажется, что пограничный решала, предоставленный офисом Herz из Вик-Фоллс не делает ничего особенного, но переход границы происходит совершенно безболезненно (мы даже едва замечаем, что этапов прохождения границы в этой части мира принято по 5-7 с каждой стороны — пограничники, таможенники, медицинский кордон, дорожный/экологический налог, страховка, взнос местному муниципалитету, полиция). Все улыбаются, нам открываются все двери.
Пока-пока Зимбабве, едем дальше, в Ботсвану.
Ботсвана
Въезд в Боствану организован поразительно культурно: на этом переходе никаких очередей, пограничники быстро штампуют паспорта, таможенники не глядя пропускают машину, единая касса на все «услуги», и, ура! она принимает кредитки — страховка и дорожный налог обходятся нам в 220 пула. Виза гражданам России для посещения Ботсваны на срок до 90 дней не требуется.
Согласие таможни на въезд-выезд машины в этой части света оформляется в виде отдельного квиточка со штампом, который надо сдать полиции чтобы выехать из пограничного поста дальше. Но сначала надо записаться в амбарную книгу:
На въезде в Боствану происходит дезинфекция: всем нужно выйти из машины и помочить подошвы обуви в специальной ванночке с раствором (как было раньше по прилёту на Мальту), потом открыть все рюкзаки и чемоданы, достать из них запасную или зимнюю обувь и помыть её тоже (мы откосили — сказали, что в чемоданах у нас обуви нет).
Можно повернуть направо и попасть на паром из Ботсваны в Замбию, слава богу нам туда не надо, это дешёво, но слишком долго и сердито. Понятная картинка из поста puerrtto:
© puerrtto
Александр «puerrtto» Лапшин про паром Ботсвана-Замбия: http://puerrtto.livejournal.com/63269.html.
Блогер nikitozvl про паром Замбия-Боствана: http://nikitozvl.livejournal.com/11896.html.
Паром в Казунгуле — уходящая натура, тут при поддержке Евросоюза строится мост. На картинках мост пока временный,
но как закончат, должно получиться красиво и функционально:
А мы едем прямо, в город Касане и нацпарк Чобе. Ботсвана отмечает 50 лет независимости (от Великобритании), по этому поводу везде красивая наглядная агитация в цветах национального флага:
Ботсвана бедная, но относительно благополучная и мирная страна: европейские (в данном случае — британские) колонизаторы обычно нарезали себе Африку по линейке объединяя в одну колонию враждебные друг другу народы, случайно дали слабину в Ботсване: Ботсвана почти мононациональная (80% — народ тсвана) и почти моноконфессиональая (0,2% мусульман) страна.
АЗС, сидят спиной к дороге:
Город Касане, Ботсвана
Касане — негород: скопление лоджей и турбаз, каждая на своей территории за забором, на отгороженном берегу Чобе, в центре вдруг уплотняется и кульминируется вдруг в виде пары готовых торговых центров и одного строящегося. Торговый центр как замена городскому центру это всегда takoi урбанистический сигнал SOS, отсюда недалеко и до урн из бочек из под ГСМ и хипстеров в трениках:
Туристическая информация:
Кафе с распятой зеброй:
Я безумно уважаю снимки корреспондентов из центра событий в Африке: голода или гражданской войны, с этими характерными африканскими женщинами, прожигающими зрителя взглядом полным одновременно ненависти, испуга, бешенства и надежды, мне всегда за этим виделись изрядный журналистский труд и удача. Но оказалось, что любая африканская женщина 80% времени и так имеет ровно такое выражение глаз просто потому что ей не нравится фотографироваться для моего «фейсбука». Рынок:
В нашем сегодняшнем лодже коттеджи туристов защищают специальной противобегемотыми растяжками, а водопроводную воду добывают помпой прямо из реки Чобе, правого притока Замбези:
Нацпарк Чобе, Боствана
Все едут в Касане ради национального парка вокруг реки Чобе, он основан колониальными специалистами ещё 1931. Локальные патриоты говорят и пишут, что это одно из самых крутых мест в южной Африке с точки зрения биоразнообразия:
В сухую жаркую погоду (то есть почти всегда) всё биоразнообразие выходит на водопой к Чобе: сотни миллионов импал, десятки миллионов зебр, миллионы жирафов, сотни тысяч слонов и бегемотов пьют, моются, роются, купаются и резвятся. Комфортабельный круиз по Чобе за несколько часов покажет больше животных, чем можно увидеть за многонедельную утомительную поездку по обычной африканской стране. Но нам не везёт: сегодня дождь и река не востребована ни у кого, кроме туристов:
Городской набережной Чобе в Касане нет, всё отгорожено под частные гостиницы и рестораны, как в Самаре, Саратове или Ростове. Попрятались сотни миллионов импал, десятки миллионов зебр, миллионы жирафов, сотни тысяч слонов и бегемотов, под дождём согласны мокнуть только туристы и некоторые отчаянные.
Змеешейка под дождём:
Быки и коровы под дождём:
Дорога дальше в Намибию лежит по земле через нацпарк Чобе, на въезде всё тщательно проверяют, но сначала надо записаться в амбарную книгу:
Все слоны попрятались:
Пограничный переход Нгома
Ботсвана крутое и беспроблемное место, но нам пора в Намибию. Выезд из Ботсваны оборудован солнечными батареями и баобабом:
Выезжаем без проблем:
Намибия — сама крутая страна южной Африки, со времён падения апартеида умудрившаяся постепенно уделать ЮАР, но на въезде почему-то не берут кредитки. Въезд под видом дорожного налога стоит около 26 строго наличных намибийских долларов, где ж их взять (но, слава богу, берут южноафриканские ранды [у нас взяли], которые со времён юаровской оккупации так и равны местным долларам)
Намибия — особый крутой мир. Гражданам России для посещения Намибии на срок до трех месяцев с целью туризма или делового визита виза не требуется.
Все части про поездку вокруг водопада Виктория:
- Зимбабве: водопад Виктория и город Виктория-Фолз
- Зимбабве—Ботсвана—Намибия: квадрипоинт в Казунгуле, город Касане и нацпарк Чобе
- Намибия: Полоса Каприви, бантустан Восточный Каприви, город Катима-Мулило
- Намибия—Замбия: KAZA visa, город Сешеке и Баротселенд
- Замбия—Зимбабве: город Ливингстон, железнодорожный музей Замбии, Родезия
Круто :). На такие путешествия видимо нужен чемоданчик с разными валютами как у шпионов. Потому что универсальные пластиковые карты принимают не везде. Кстати, безопасность банка как относится к тому что транзакции выполняются из таких мест, про которые можно узнать только здесь спустя пару месяцев 🙂