Палау очень давно, в 1522-м, открыла для европейцев экспедиция Магеллана, но до 1885-го он принадлежал людям Палау: всех недружественно настроенных европейцев удавалось съедать. Потом Испания взяла верх, но продержалась недолго и после войны с США продала микронезийские владения Германии. После первой мировой Германия уступила острова Японии, а после второй — ООН отдала всю Микронезию вместе с Палау под опеку США.
В восьмидесятых Микронезия получила независимость: предполагалось, что получится громадная федерация, накрывающая львиную долю Тихого океана по экватору, от Филиппин до Гавайев, но всё в итоге развалилось по административным и этническим границам. Каждая из новых стран — Маршалловы, Федеративные Штаты Микронезии и Палау — подписала договор о свободной ассоциации с США («Compact»), по которому американцы платят за возможность использовать территорию для военных нужд и пускают в США без визы. В этом мудрость народа Палау оказалась беспримерна: теперь маленький Палау получает от США напрямую денег примерно столько же, как соседние четыре федеративных штата Микронезии.
Себя независимый Палау взял и поделил на 16 штатов: примерно отразив доевропейскую ситуацию в Океании, когда каждая долина была отдельным «королевством».
Вот как стало:
Бабелтуап
Едешь, бывало, по джунглям и вдруг капитолий с античным греческим портиком. Это — остров Бабелтуап.
(Это — вторая часть. Первая часть про Палау тут)
Мой любимый путеводитель по Океании, Lonely Planet 2006-го года, пишет, что дороги на Бабелтуапe отсутствуют за пределами деревень, джунгли неисследованные, а единственный и лучший способ посетить его — нанять джип 4×4 или лодку в Короре и уехать по волнам на весь день, а то и с ночёвкой.
Когда в восьмидесятых Палау выпускалась из Подопечной территории Тихоокеанских островов, люди записали в конституцию мощное обещание самим себе — вернуть власть из Корора, плода краткой европейской колонизации, обратно в долины и горы Бабелтуапа, основать столицу в штате Нгерулмуд. Поскольку Корор — единственный город в стране, а в Нгерулмуде (как, впрочем, в любом другом месте на Палау), нет ничего, кроме джунглей и домов из деревяшек и жести, получился постапокалиптический капитолий на расчищенной поляне в плохопроходимом лесу:
Спустя какое-то время американцы достроили, наконец, круговую дорогу вокруг Бабелтуапа, которую оставались должны из-за Compact for Palau. С ума сойти! 4 тысячи лет после заселения островов люди степенно плавали друг к другу из долины в долину на каное с балансиром или месили ногами глину по джунглям, но вот последние 10 лет могут принестись к соседу на ржавом пикапе:
Каждые 5 минут проскакиваешь границу нового штата:
Дорогу, как и всё, что построили американцы, в итоге так и называют: the Compact Road. Система знаков, руль и правила дорожного движения американские:
10 последних лет Бабелтуап медленно адаптируется к хайвею. Заправки пока мало поменялись, обычно это клетка рядом с бакалейным магазином:
В бутылке как раз галлон, удобно отмерять бензин:
Придорожное кафе с видом:
Теперь каное и пристани мокнут под дождём чуть менее нужные:
Весь Бабелдаоб — либо джунгли, либо очень красивая деревня:
Тазовые кости кита:
Беседуют:
Бесконечно крутое лого местного телекома:
Ещё недавно съездить из одной деревни в другую осмотреть памятник была целая грустная история на весь день.
А сейчас, вроде, ничего.
Экономика в Океании до сих пор в большой степени натуральная, так что бюджет уважающей себя страны в Микронезии устроен так: процентов 50 берутся из компакта с США, остаток вносит Япония (потому что «тесные связи» с рыболовными ведомствами начинающих океанских демократий и нельзя отказываться от поддержки стран, где большая часть населения японо-микронезийские метисы, результат довоенной колонизации японцами (чистокровных японцев американцы после победы на этом театре Второй Мировой выселили обратно в Японию)).
Помогают и другие: у Австралии с Науру большой совместный проект по интернированию нелегальных беженцев в Австралию; что-то делает Новая Зеландия; иногда платит Россия за признание Абхазии; но самый денежный проект — противостояние Китая и Тайваня: поскольку каждая страна в мире может признать либо только материковый Китай (КНР), либо Тайвань (Китайскую Республику), некоторые океанические страны признают КНР и КР по очереди.
У Палау хорошо с Тайванем и некоторые сельхозпроекты и ответвления от основного кольца the Compact road финансирует Тайвань:
Тайваньские дороги чуть хуже и уже, и пока внезапно кончаются — готово не всё.
На тайваньские дороги нанизаны японские, но не новые, а довоенные:
Потом — ап — и всё.
Капитолий, конечно, удивляет на фоне остального острова. Я, когда ты был, заеxал и к саму Капитолию, проеxал под крылечком, где местныx VIP’ов высаживают. Там все по простому, конечно, в плане безопасности. Внутрь тоже зашел, погулял немного. Встретил пару человек всего, никто и не думал меня как-то остановить, узнать, что я тут делаю.