Вселенная «Звёздных Войн» растёт экспоненциально — словно не просто Большой взрыв произошёл вчера, а сегодня вселенная расширяется удесятерёнными темпами, а как если бы Большой взрыв породил ещё больши́е взрывы, а те ещё и ещё, и всё вместе складывается в безумный огненный фрактал, и всё вокруг горит и все в огне: развлекательный холдинг Дисней производит сиквелы, приквелы, спин-оффы, новеллизации, комиксы, игры для Стима и картриджи для Нинтендо с такой скоростью, будто никого завтра нет.
Вселенная «Дюны» развивается медленнее, но развивается — выпускаются компьютерные игры, что-то точит сын создателя.
По состоянию на начало 2018 года обе вселенные разрослись настолько, что столкнулись и граничат в районе Дохи, Катар:
Доха, Катар
Немного непривычный вид на Доху:
Более привычный вид на Доху:
Ну или такой ещё вариант — рестик Nobu, Доха:
В 1904-м Доха выглядела позорно, как Москва при Лужкове:
© wiki
Теперь Доха выглядит как город, построенный в программе-клоне SimCity для планшетов, которая ежедневно тянет из родителей игрока трудовой рубль для приобретения внутриигровых сундуков с кристаллами, на которые игрок липкими от мороженого и варенья руками возводит посреди разлинованной на квадраты пустыни настоящий сон Захи Хадид, нашпигованный небоскрёбами разных эпох и культур.
Очередная столица очередного ближневосточного эмирата построенная на адской жаре бесправными рабочими из Пакистана и Индии. С тех пор, как у Дубая получилось, всем надо, чтобы не хуже, чем у соседей.
Катар
Поэтому осмотрим Катар за пределами Дохи. В этом нам помогут автострады и автомобильные развязки.
Развязка Interchange 5/6 похожа на корабль пришельцев упавший в Чертаново в «Притяжении (2017)»:
Фермы с дорожными знаками над автострадами с закругляющимися углами как в соседнем Бахрейне:
Автомобильные номера:
Пешеходный переход:
Арабские иконки на туалетных табличках приходится для понятности дублировать европейскими:
А вот тут читатель за миллисекунду понимает что это Ikea, хотя на картинке нет ни одной латинской или кириллической буквы:
Наклейка:
Детская площадка c шаи-хулудами:
Сам Катар:
Катар:
Катар:
Выбор чего посмотреть в Катаре, прямо скажем, небольшой: до эпохи шальной нефти на всём полуострове жило хорошо если 20 тысяч человек, которых в только 1878-м году шейх Джасим бин Мухаммад Аль Тани путём основания султаната перетащил из родоплеменного и рабовладельческого строя в феодальный.
Рядом с Дохой смотрят сторожевые башни, оставшиеся от форта Умм-Салал-Мохаммед 19-го века, спорно реконструированные в 2003-м:
Минареты Катара — исторические, и многие современные, — имеют особый, очень узнаваемый силуэт, не очень похожий на то, что сейчас обычно строят по всему исламскому миру. Берут купол, состоящий из половинки эллипсоида вращения, и штукатуркой плавными переходами связывают с полумесяцем и/или башней. Вот историческая мечеть у форта Умм-Салал-Мохаммед; самое удивительное — полумесяц смотрит в сторону, а не вверх:
Вот мечеть современного типового проекта на случайной заправке:
Едем дальше.
Катар готовится к Чемпионату мира по футболу 2022 года, время от времени сквозь полевую бурю и марево пустыни проступают каркасы строящихся арен. Около города Эль-Хаур строят стадион Аль-Байт. Пока вот так:
Со временем обещают праздник спорта:
Эль-Хаур
В Эль-Хауре дают урбанизма:
Рядом много фабрик производящих сжиженный природный газ, включая крупнейшую в мире, и связанной инфраструктуры — электростанций и заводов по опреснению воды, но городской порт по-прежнему забит лодками дау: только тут они по-настоящему ловят рыбу, а не как в Дохе. Наверное, всё равно скоро бы сошли на нет, но после бойкота, объявленного Катару саудовцами со странами-союзниками, собственное продовольствие для Катара опять актуально.
Флаг Катара до степени смешения похож на флаг Бахрейна:
Аль-Дакира
Старая мечеть:
Новая мечеть:
Город идёт на встречу Чемпионату мира по футболу 2022 года: пакистанские или индийские рабочие строят новую набережную. Жарко.
Улучшенная детская площадка с навесом против солнца. Очень жарко.
Самое удивительное на севере Катара — и чего я совершенно не ожидал увидеть — естественная зелень мангровых зарослей. Чуть-чуть мангров есть почти везде вдоль побережья, но у Аль-Дакиры их особенно много: тут по зарослям даже катаются на каяках. Интересно, почему страны в Заливе не развивают это озеленение (не нуждающееся в подаче дорогой пресной воды):
Осторожно: дрейфующий песок.
Зубарах
В Катаре имеется всемирное наследие UNESCO: руины арабского порта Зубарах XVIII-XIX вв на северо-западном побережье страны. Народ приезжает и фотографируется на фоне форта Аль-Зубара, построенного в 1938-м при британском протекторате шейхом Абдаллахом бин Джасимом Аль Тани из глины и палок и просто названного в честь и по расположению у исторического города. Поразительно, в 1938-м в Катаре строят средневековые фортификации, при том, что европейцы к середине XIX перестали строить даже бастионные укрепления.
Шейх Абдаллах бин Джасим Аль Тани:
© wiki
Понятная картинка — реконструкция 2015-го с добавлением в глину дополнительных палок:
© wiki
Но настоящий Зубарах расположен рядом, на берегу Персидского залива. К Катару отношения не имеет в том смысле, что основан в 1732-м арабским кланом с территории современного Кувейта, был крупным торговым портом и центром добычи жемчуга, а разрушен саудовскими ваххабитами в 1811-м. По начало XX века рядом с развалинами какое-то время ещё строились и жили арабские моряки, место переходило из рук в руки между бахрейнцами и катарцами, но к 1938-му, к моменту строительства форта Аль-Зубара, закрепившего власть катарского эмира, город оказался совсем брошен.
Аль-Джумаил
Город Зубарах — самая величественная руина на катарском побережье, но не один такой. К XX веку Катар подошёл с экономикой рыбаков, ловцов жемчуга и пастухов. С началом эпохи большой нефти большинство этих посёлков и портов разом бросили, их остовы сейчас — музей прежней арабской жизни, которая и в XIX веке не сильно отличалась от описанной в Коране.
Известная заброшенная деревня — Аль-Джумаил: она самая фотогеничная (потому что тут сохранился минарет традиционной катарской архитектуры, на который до сих пор можно забраться) и до неё легко добраться (от магистральной дороги Аль-Ариш — Аль-Рувайс до неё совсем короткая грунтовка):
Минарет:
Внутри заброшенной мечети:
* * *
Вечереет… На Доху опускается восточная ночь.
Пора лететь назад, но у меня остаётся ещё одна история про Катар.
Чёрно-белый каллиграфический логотип с изображением действующего эмира Тамима бин Хамад Аль Тани называется Tamim Al Majd («Славный Тамим»), его нарисовал неизвестный тогда молодой художник через считаные часы после того, как суннитский арабский мир во главе с Саудовской Аравией объявил Катару холодную войну. Tamim Al Majd быстро стал символом катарского сопротивления и заполнил всю страну.
Грандиозный конфликт разразился после того, как на сайте Аль-Джазиры обнаружили публикации в поддержку Ирана и ХАМАС. США потом провели расследование и разобрались, конечно, что на самом деле публикации разместили русские хакеры, но поздно, Саудовскую Аравию было уже не остановить: наземная граница перекрыта, катарским грузам отказано в перевалке через глубоководные порты КСА и ОАЭ, авиакомпании разных арабских стран перестали летать в Катар, а сами «Катарские авиалинии» теперь имеют более продолжительные рейсы, летая над нейтральными водами. Сейчас у Катара разорваны дипломатические отношения с Саудовской Аравией, ОАЭ, Бахрейном, Египтом, Коморскими островами, Мавританией, Мальдивами, а также с одним из правительств Ливии и одним из правительств Йемена.
Теперь за публичную демонстрацию тёплых чувств к Катару в Саудовской Аравии можно сесть на 15 лет, а в Бахрейне — на 5; а Саудовская Аравия начала подготовку к масштабному проекту по строительству канала, который отделит полуостровной Катар от материковой КСА и превратит его остров. Канал пройдёт целиком по территории Саудовской Аравии, с материковой стороны вдоль берега построят новые курорты, а на полоске саудовской земли со стороны Катара разместят свалки радиоактивных отходов. SMART!
Судя по ультиматуму союзников Катару — отказаться от отношений с шиитским Ираном, с суннитской, но не арабской Турцией, закрыть Аль-Джазиру — настоящая причина конфликта, конечно, месть за поддержку Арабской весны и рост катарского влияния, которое, не смотря на то, что его экономика размером всего с четверть саудовской или половину эмиратской, несравненно велико.
Пока союзники борются за отмену FIFA2022 в Катаре, Домодедово встречает рекламой будущего Чемпионата:
КОНЕЦ
PS Подписывайтесь на обновления блога: теперь у нас кроме RSS и жж, есть и быстро растущий телеграм. Лайк, ретвит, шер.
Как всегда, очень интересно. Спасибо.