Перед взлётом наш самолёт выпускает экраны бортовой развлекательной системы и ставит молитву:
Мы заранее наряжаемся в длинные штаны, длинные рукава и всё такое. Нас встречает современный аккуратный аэропорт с надписями арабской вязью и с женщинами в длинных платьях, но это не одна из монархий Залива и не Париж:
Мы в Юго-Восточной Азии — на острове Борнео в султанате Бруней-Даруссалам.
Борнео — единственный остров в мире, разделённый между тремя странами (тут ещё Индонезия и Малайзия), а арабской вязью записан полицентрический малайский язык.
Все три страны делают вид что в них живут 3 разных народа с 3, по-возможности, разными языками: поэтому Малайзия записывает малайский как обычно, Бруней — старается арабской вязью, а Индонезия в целях независимости называет малайский «индонезийским» и активно развивает в языке собственный словарик и конструкции. Вот, например, по-малайски и по-брунейски остров будет, разумеется, Борнео (искажённое «Бруней» — название, выданное острову при европейском контакте Первой кругосветной экспедицией Магеллана), а по-индонезийски — Калимантан.
Раньше Бруней контролировал почти весь Борнео и окрестные острова, но европейские державы постепенно свели страну до современных 5,265 км2 (это примерно как Палестина или Кабо-Верде) при полной поддержке Великобритании, даром что Бруней был её протекторат. Понятная картинка из Википедии:
Нефть нашли в 1929-м и с тех пор история страны изменилась: Бруней получил независимость от Британии только в 1984-м, на 21 год позже других британских колоний на острове.
Кибла на потолке в гостиничном номере:
Столица Брунея — город Бандар-Сери-Бегаван
В современном мире фишек.нет и адми.ру Бруней — одно из богатейших государств ЮВА и мира, уверенно полное красивых мечетей, дворцов, белых BMW и мерседесов, а так же состоятельных подданных султана. И действительно, по ВВП на душу населения по паритету покупательной способности со своими ~$77,000 Бруней расположен точнёхонько под Сингапуром и над Норвегией, ОАЭ и Кувейтом.
Между нашей гостиницей и деловым центром столицы — как раз водная деревня на сваях Кампунг-Айер, фотки которой все привозят из Брунея. Идём сквозь неё и в зареве рассвета перед нами предстаёт центр Бандар-Сери-Бегавана, прекрасный как уровень из «Принца Персии»:
Вид на знаменитую мечеть Омара Али Сайфуддина из знаменитой («Восточная Венеция») деревни на сваях:
С рассветом становится понятно, что султанат Бруней действительно очень богат, и его султан Хассанал Болкиах, состояние которого журнал Forbes оценил в $37,9 млрд — один из богатейших людей в мире, и у него действительно самый большой действующий дворец в мире, и мечети тут тоже очень красивые. Поэтому фрагмент свайной деревни рядом с мечетью Омара Али Сайфуддина придётся снести, а жителей выселить — слишком сильно портит вид:
То, что построено в Бандар-Сери-Бегаване при англичанах и сохранилось с тех времен, — небольшой центр с квадратной сеткой улиц 6 на 6 кварталов, — не лишено очарования:
Улицы:
Переулок:
Office space:
Электроника производства Japan Victor Company, телефония по карточкам с пин-кодами и мгновенные кредиты:
«Здесь продаются карты пополнения POWERKad». POWERKad — не карта пополнения мобильного оператора, это — карты предоплаты за электроэнергию: стираешь защитный слой, шлёшь 20-тизначный код на короткий номер, твой электрический счётчик щёлкает и опять начинает отпускать тебе свет. Обычно такое встречается в Африке или где-нибудь далеко, типа острова Рапа, но от одной из самых богатых стран мира этого не ждёшь.
Портрет султана на стене (иногда с первой женой) обязателен в любом общественном заведении:
Сингапурский доллар принимают наравне с местным, брунейским. Странный монетарный союз с другим маленьким островным государством в 1200 километрах отсюда — красивая история. Брунейский доллар и сингапурский доллар — наследники роскошной британской колониальной валюты доллар проливов, существовавшей с 1898 года и пока Малайзия не обрела независимость.
Ислам — официальная религия страны. Немусульман много, 25%. Община возникла в старые, более свободные времена. Сейчас их жизнь, конечно, не бесправна, но ограничена: праздновать неисламские религиозные праздники можно, но дома, а праздничные украшения в общественном месте или рассылка открыток будут истолкованы как оскорбление чувств. Заниматься образованием детей мусульман не мусульманам тоже нельзя и т.п.
В стране есть единственный китайский храм, основанный в 1918-м с разрешения предыдущего султана на набережной в центре столицы торговой общиной с китайского острова Кинмен (оставившей заметный след по всей ЮВА). Первое здание пережило бомбёжки Второй мировой, но современная постройка — результат переноса храма на новое место в 1960-м, когда старый участок потребовался под расширение порта:
В стране есть 3 церкви, одна из них — англиканская церковь Сейнт Эндрю’с. Церковные здания — наследие британского колониализма, сейчас разрешения на строительство новых храмов не выдаются, а христианам грозит 5-летний срок за проповедь мусульманам или атеистам. Библия на малайском языке тоже запрещена — религиозные термины на малайском зарезервированы за исламом.
Министерство по делам религии:
С 2013-го страна живёт по шариату, но алкоголь запретили ещё раньше, в 1991-м. Спиртное не продаётся, а публичное употребление — уголовное преступление. Но, в отличие от Мальдивских островов с аналогичным запретом, где у всех приезжих, включая пакетных туристов, тщательно просвечивают багаж и изымают выпивку, в Бруней немусульманам можно легально ввезти харам (2 литра вина или сорокоградусного, или 12 банок пива), главное — правильно задекларировать и оплатить на таможне. Как в любой стране с сухим законом, тут бесконечно развиты кафе со сладкими напитками и десертами — ароматизированными чаями, кофе, коктейлями, соками, смузи, взбитыми сливками, мороженками и всем таким:
Жёстких требований к одежде нет (по крайней мере для немусульман и туристов), поэтому одежда бывает традиционной, а бывает универсально-международного вида.
Наши знакомые манекены из Макона:
Верховный суд и шариатский суд:
Кинотеатр не выдержал и закрылся:
Туристам показывают королевскую мечеть Омара Али Сайфуддина — основную достопримечательность страны — и бетонную ладью для торжеств рядом:
При виде бетонной ладьи из восточных сказок на ум немедленно приходит «Старик Хоттабыч» и наколдованный им для Вольки золотой телефон, который не звонил, потому что был отлит целиком из золота:
Весь новый Бандар-Сери-Бегаван, построенный вокруг британского центра, в некотором смысле, золотой телефон Хоттабыча: снаружи покрыт золотом, но глубокого понимания предмета у авторов не было, поэтому не звонит. Любое здание похоже на дворец в окружении плаца, между ними — большие расстояния пешком, тротуары внезапно кончаются, пешеходных переходов через широкие проспекты нет, а проходы перекрыты:
Страна идёт навстречу 69-му дню рождения султана:
Река Бруней с притоками, рукавами и каналами делит Бандар-Сери-Бегаван на части как Нева — Питер, но большого моста через главную реку пока нет, так что лодки-такси — единственный нормальный транспорт во многие части города, а причалы — вместо автобусных остановок:
Реки и каналы нашего города:
Возвращается домой с покупками:
Кампунг-Айер
Стоит нам в задумчивости остановиться на одном из мостов, как свистящие мимо моторки начинают закручиваться вокруг. Мы сговариваемся на какую-то смешную сумму в сингапурских долларах и несёмся по Бандар-Сери-Бегавану, по Кампунг-Айеру, по реке Бруней на встречу приключениям —
Сейчас выглядит будто это Кампунг-Айер оброс город как мох, но до появления европейцев тут ничего кроме свайной деревни не было. Европейский город — более поздний, на землю жителей Кампунг-Айера начали переселять британские колонизаторы:
© Google
Вообще свайных водных деревень в Юго-восточной Азии примерно миллион и ещё сто тысяч. Вот, например — Тай О в Гонконге.
Кампонг-Айер:
Традиционные дома в Кампунг-Айере местами выглядят настоящими калимантанскими длинными домами, которые местные раньше строили для расширенных семей или вообще не связанных между собой людей из одной деревни — с общественным коридором с одной стороны от хребта дома, и с частными комнатами по другую:
В классическом длинном доме на земле в джунглях сваи нужны, чтобы ветер охлаждал постройку и жильцов, чтобы при наводнениях не затапливало, а в обычное время под домом прячется скот. В Кампунг-Айере под домами плавает мусор, нечистоты и, иногда, лодки.
В остальном, жизнь Кампунг-Айере самая обычная, как в любом городе на суше: спутниковые тарелки смотрят точно вверх (остров Калимантан — на экваторе):
Мечети на сваях:
Пожарная часть на сваях, вместо пожарных машин — пожарные лодки:
Канализации нет, но зато есть водопровод, свет и уличные указатели на сияющих хромированных столбиках, всё на сваях:
Трансформаторные будки на сваях:
Внутри жилого дома:
Магазин:
Уличное озеленение в горшках:
Кладбище тоже есть — на соседних с рекой холмах, постепенно сползает в реку:
Лодочные гаражи:
Котики:
Кампонг Айр постепенно приходит в негодность:
Разрушившиеся от старости, пожаров, ураганов и наводнений части Кампонг Айра застраивают новыми коттеджами, обитыми красивым китайским сайдингом:
Через реку Бруней строят большой подвесной мост — скоро части Бандар-Сери-Бегавана и Кампунг-Айера соберутся вместе и во многих лодках-такси надобность отпадёт:
Бандар-Сери-Бегаван неумолимо наступает на Кампунг-Айер:
Приезжайте в Бруней — тут ещё есть что посмотреть, но это ненадолго: еще ни один город не выдержал натиска нефтедолларов и китайского сайдинга.
Продолжение про Тембуронг следует
PS Подписывайтесь на обновления блога: теперь у нас кроме RSS и жж, есть и быстро растущий телеграм. Лайк, ретвит, шер.
Тот самый пост, когда за 15 минут узнаешь про мир больше, чем за последние полгода!
Спасибо!