Кирибати — грандиозного размера (если сложить площадь островов и воды между ними) страна атоллов в Тихом океане, размером с США, расположенная прямо на экваторе. Человек — не рыба, поэтому у 100,000 жителей для расселения остается 811 кв.км. (меньше Гонконга).
811 квадратных километров суши разбиты на три далёкие друг от друга архипелага: острова Гилберта, Феникс и Лайн. До европейцев обитаем был только архипелаг Гилберта, а другие 2/3 страны достались кирибатийцам почти случайно при распаде британского и американского колониализма.
Почти все граждане выбрали своим домом южную половину атолла Тарава, создав на 16 квадратных километрах одно из самых густонаселённых мест в мире.
Пару раз в неделю сильно помятые пассажиры Fiji Airways выстраиваются прямо на перроне в очередь к спорному зданию международного аэропорта под палящими 35°C — потому что Кирибати это Кирибати и каждый должен понимать это с первой минуты.
Написанное пикселями на циновках из пандануса полинезийское слово mauri на микронезийском языке кирибати значит «здравствуйте». Ничего удивительного, фиджийцы, самоанцы и тонганцы приплывали сюда, съедали мужчин и смешивались с женщинами, поэтому средний кирибатиец выглядит сразу и как микронезиец, и как полинезиец, и как меланезиец.
Боинг разворачивается и улетает, оставляя мужественных путешественников один на один с реалиями Южной Таравы.
Лагуна
Тарава — узкая (метров 100-400) и длинная (километров 60) полоска островов в виде знака «>» с громадной лагуной внутри. Верхний усик галочки называется Северная Тарава, а нижний усик — Южная Тарава:
Лагуна — в прямом и в переносном смысле — центр жизни. Два раза в сутки с приливом фантастического цвета вода наполняет лагуну и она становится пригодной для судоходства, купания и рыбной ловли.
Два раза в сутки с отливом лагуна пустеет и пригождается для сбора морских гадов из луж и мытья посуды:
Туалетов и мусорок на Кирибати почти нет, поэтому гадить на берег и выбрасывать мусор в лагуну ходят в любой фазе прилива (чуваки на заднем плане ловят рыбу):
Два раза в сутки с отливом лагуна пустеет и отступающая вода выносит мусор и фекалии в мировой океан:
Profit!
* * * ti * * *
Европейцам Кирибати открыл капитан Гилберт и назвал главный архипелаг в свою честь.
Письменность у кирибатийцев, как водится в Океании, появилась из-за европейских миссионеров для нужд печати библий, но они почему-то продолбали в алфавите латинскую букву s. Вместо неё для звука s используют сочетание букв ti. Поэтому кирибатийские топонимы произносятся не так, как мы привыкли читать с карт: Kiribati — кирибас, Betio — бесо, а Kiritimati (второй крупный обитаемый атолл страны в архипелаге Лайн, в 5 часах полёта на реактивном лайнере от Таравы) — кирисмас. А ещё Кирибас это искаженное «Гилберт».
Манеаба
Манеаба — общественное и [дохристианское] религиозное здание деревни, расширенной семьи или острова. Манеабы везде, за каждым поворотом, всё на Кирибасе, что не вертится вокруг лагуны и океана, вертится вокруг манеабы. Манеаба — ДК, клуб и место силы: тут праздники, лекции, общинные суды, сиеста, дискотеки, дохристианские ритуалы. Манеабы построенные по микронезийским технологиям ещё сохранились:
Но можно из бетона:
Можно из уголков и жести:
Возведение манеабы — сложный строительно-духовный процесс с обрядами и табу. Но табу не запрещают поставить много киловатт аудиотехники и зажечь:
Парламент Кирибаса, конечно, имеет форму манеабы:
Дорога
Единственная (как и на любом другом атолле в мире) дорога Таравы состоит целиком из ям, поэтому ездить на машине быстрее 40 километров в час не получается (на столике слева стоит и продаётся в грязной бутылке тодди, местная мутная косорыловка из кокосового сока)
Из под колёс, в зависимости от сезона, поднимаются клубы пыли или брызги жирной белой грязи
У автомобильных номеров белые знаки на чёрном фоне, но вторая буква покрашена жёлтым
Правительство Австралии подарило стране ремонт дороги, но всё двигается не очень быстро и не очень правильно, поэтому участки, которые отремонтировали первыми, уже покрылись ямами
Красивый мост между Южной и Северной Таравой (редкость: в других местах между островами Таравы либо дамба, либо ничего):
Где-то на Северной Тараве:
Каное с балансиром на Кирибасе живут и здравствуют. Когда прилив и между островами нельзя перейти вброд, спасает паромщик за 50 австралийских центов (своей валюты на Кирибасе нет):
Южная Тарава
География у Южной Таравы такая: это цепь маленьких городов от Betio до Bonriki (каждый на своём острове), соединённых дамбами. Минут за 90 можно, петляя между ямами, доехать из конца в конец
Плотность населения как в Китае, нельзя остаться одному ни на минуту. Под каждой пальмой — дом, хижина, могилка, ларёк или просто гамак с глазеющими из тени жителями:
Жители выглядят как микронезийцы, полинезийцы и меланезийцы одновременно:
Вода из линзы под атоллом загрязнённая и засолённая, поэтому собирают воду с крыш в баки. На дне баков плавают мёртвые насекомые и крысы
В отличие от туалетов и воды, с электричеством и Интернетом относительный порядок (медленно и не каждый раз, но в наличии):
Ларёк и сразу могила — тут, как почти всегда в Океании, хоронят на своей земеле, а не кладбищах:
Сезонные локальные продукты:
Поп-ап стенд с копчёной рыбой:
Уличная еда и снэки:
Любой текст о Тараве приходится начинать и заканчивать дерьмом.
Эпидемиологически Тарава устроена следующим образом: туалетов нет, мусорок нет, срут в лагуну или на риф. Свиней пасут на рифе, поэтому, когда съедают уже саму свинью, уютный цикл развития паразитов замыкается. Народ постоянно агитируют и даже уже почти приучили держать свиней в загонах или на привязи. Но не всех. И не всегда.
Впрочем, появляющиеся коммунальные туалеты улучшают ситуацию
Fauk me
ПРОДОЛЖЕНИЕ: Бесо, Баирики, Северная Тарава »
Интересно. Правильно я понимаю, что Карибати сейчас в большей степени находится под влиянием Австралии, чем США или Британии?