Это — 3-я часть, начало: 1-ая часть про остров Робинзона Крузо (Чили) тут, 2-ая часть тут
Впереди — остров и полоса, куда мы, наверное, должны сесть. Проблема даже в не том, что на таком тонком перешейке некуда засунуть полосу, а в том, что самолёт болтает от моря до облаков и обратно и, кажется, проще вписаться в отвесный утес, чем в полосу. Полоса (860×18м, твёрдое покрытие, без навигационных огней и ILS) между левым дворником и центральной стойкой:
На картинке слева направо: самолёт авиакомпании ATA Aerolineas Beechcraft 200 King Air рег№ CC-AMJ, микроавтобус и скорая помощь авиакомпании ATA Aerolineas, дизель авиакомпании ATA Aerolineas, ангар авиакомпании ATA Aerolineas, пассажиры авиакомпании ATA Aerolineas, всё — на частном аэродроме Tobalaba, расположенном где-то в недрах одноэтажного Сантьяго
У них 1 самолёт, бизнес в области медицинской эвакуации и авиалиния на остров Робинзона Крузо (2-3 раза в неделю). На их авиарейс попасть сложнее, чем на государственное судно в сторону Токелау: их билет не купишь через «Сирену», форма бронирования на сайте сломана, на email и телефон не отвечают. Даже если бы отвечали, это бы не помогло: они не говорят по-английски. Для достижения успеха приходится запастись терпением и чилийскими знакомыми. Мы за полгода купили билеты и явились в назначенное время к вылету, но поцеловали замок на ангаре №3. Через час появился сонный служащий и объявил самую странную причину для отмены рейса, которую я слышал в жизни: вокруг острова волны высотой 4 метра и мы не сможем доплыть на лодке из аэропорта в город
Но через сутки у ангара №3 началась движуха: от микроавтобуса прикуривают дизель, который потащит самолёт на рулёжку
Ангар №3
Капитан корабля объясняет пассажирам порядок использования спасательных жилетов и надувного плота
Запуск:
Лететь 700 километров над океаном — 2 часа с небольшим. Положен завтрак!
Ну, поехали:
Взлёт, под крылом Сантьяго:
In-flight entertainment из палки и верёвки:
* * *
Я проснулся от удара о потолок из кожзаменителя: справа по борту проплывал небольшой остров высотой метров 150, с облаками, зацепившимся за верхушки гор. Настоящая адовая турбулентность, когда болтает от моря до верхушек гор и обратно пассажирам B-777 недоступна, а тут — пожалуйста
Википедия удачно иллюстрирует явление «вихревой дорожки Кармана» спутниковой фотографией атмосферы Земли около острова Робинзона Крузо и его архипелага Juan Fernández. Год назад чилийцы как раз тут расфигачили самолёт со своими звёздами и военными:
Kármán vortex street caused by wind flowing around the Juan Fernández Islands off the Chilean coast. —wiki
Целимся в перешеек, на нём полоса:
Альтернатива полосе выглядит примерно так:
Кислород опьяняет. В катастрофических ситуациях люди впадают в панику, и бешено глотают воздух, и вдруг эйфория, покой, и ты смиряешься с судьбой. Вот рисунок. Аварийное приводнение — 600 миль в час. А на лицах спокойствие, как у коров в Индии
* * *
La Punta Airport. Эти 2/3 острова разительно отличаются от той 1/3, где расположено жильё и город Сан Хуан Батиста. Тут ветрено, сухо, пустынно и цветут маки:
Выгружают багаж:
Разбор полётов вместе с пилотами конкурирующей авиакомпании:
Внутри аэровокзала: отопление буржуйкой, свой собственный дизель. Посадка пассажиров обходится без досмотра и посадочных, всё по понятиям: морда знакомая? — можно сажать. Лишним людям взяться неоткуда
При первом взгляде на карту кажется, что на острове нет дорог. И правда, их тут нет
Жизнь на острове устроена так: сверху, на плато высотой 132 метра, аэропорт, не связанный с остальным островом никакими наземными коммуникациями, кроме козлиной тропы: уж больно местность пересечённая. Поэтому логистика такая: перегрузить барахло из самолёта на джип, спустить джип по серпантину с плато к морю, перегрузить барахло из джипа в лодку, а оттуда лодкой в город — 1:15 (коротким путём вокруг острова) или 3 часа (длинным)
Перегрузка багажа из джипа в лодку до Сан Хуан Батисты:
У причала суп из морских котиков, тысячи их тут:
Дальше лодкой в город:
Нам не очень повезло с погодой, поэтому мы шли на лодке вокруг острова 3 часа — достойное дополнение к 2-х часовому перелёту 🙂
Хуан Батиста встречает зарослями цветов:
Про Сан Хуан Батисту, жителей, остров, если кто не заметил ссылки в начале поста, тут: 1-ая часть, 2-ая часть
* * *
Выбираются с Крузо в обратном порядке: пирс — лодка — джип — аэродром — самолёт — Тобалаба
Растаман свинтил масляный фильтр с нашего самолёта и куда-то его тащит. А нам ведь ещё лететь 2,5 часа до Сантьяго!
Торец полосы Robinson Crusoe Airport (SCIR). Аэропорт такой маленький, что не упоминается даже в Википедии
Пока-пока Робинзон Крузо!
* * *
Посадка в Сантьяго: самолёт летит в узкой долине, горы в неприятной близости слева и справа
Высокая башня слева от центра — трёхсотметровая Gran Torre Santiago, самое высокое здание Латинской Америки
Все авиакомпании экономят: JetBlue использует пилотов латиноамериканского происхождения, у Iberia нельзя взять второе вино на 14-ти часовом рейсе, у Emirates не хватает туалетов в бизнес-зале в их хабе в Дубае, Air France нанимают в качестве персонала французов, не способных, как известно, ни на что, кроме послеобеденное pastis или забастовку, а у ATA Aerolineas своя стратегия: у них вторыми пилотами летают какие-то совершенно древние адские деды, давно на пенсии, начинавшие ещё на DC-3. Гонять самолёт на 700 километров с одним пилотом нельзя, давать штурвал в руки такого деда нельзя, но случись что с командиром — он посадит
Дед разглядывает два огни слева от полосы. Это — VASI. Видны два белых огня — потому что мы выше глиссады (ничего хорошего)
Приехали! В Тобалабе на перроне плотный трафик:
Самолёты паркуют как машины в Париже: едва не царапая крылом ангары, столбики и кусты
— Команданте, спасибо что не расхуячили нас на этой вашей авиалинии!
Как всегда невероятно круто и интересно, спасибо!