Поищем вокруг полинезийское.
Расселяясь по Океании, полинезийцы всегда обязательно возили с собой углеводы (кокосы, хлебное дерево, таро) и белки (свинью, курицу и собак). Ничего кроме куриц у полинезийцев на Рапа-Нуи не прижилось, поэтому имеющиеся собаки чилийские: тяжеловесные мишки, основным дамагом которых является способность зализать чужака насмерть:
[Это — продолжение. 1-ая часть про остров Пасхи/Рапануи — тут.]
С 2006 года у острова Рапа-Нуи вот такой флаг с украшением реимиро, изображающим каное в разрезе. Он ещё не очень популярен, встречается реже чилийского:
Когда-то эту штуку носили на шее по всей Океании, но я такого уже нигде не застал:
На постаменте статуи Иисуса — изображения птиц, срисованных с петроглифов, относящихся местному довольно позднему и уникальному для Пасхи птичьему культу.
Полинезийская резьба по дереву (видны фигуры времен птичьего культа):
Церковь выглядит типично для Океании, но тоже украшена барельефами эксплуатирующими дохристианское каменное и деревянное творчество:
Чилийка украсила волосы по-полинезийски цветком-тиаре:
Модели для истуканов всё еще ходят по улицам:
Рыбный порт. Каное с балансиром полностью утрачены.
Теперь их можно встретить только в наскальных рисунках:
Стадион похож на стадион на Маркизских островах, только из дерева. Думаю, случайное совпадение.
На местных такси вместо шашечек — рисунок из ронго-ронго. У таксистки в волосах тиаре:
Рапануйская культура сохранилась не очень, а, по многим причинам, потребность в полинезийской самоидентификации сильная, поэтому утраченные слова и культурные элементы импортируются с Таити. Просто как пример: этикетка местного портера Mahina («луна») вдохновлена этикеткой знаменитого и безальтернативного таитянского лагера Hinano.
Kari-Kari Gran Ballet:
Вокруг Рапа-Нуи
Осмотрим остров за пределами Ханга-Роа:
В остальной Полинезии не местные, обычно, могут делать бизнес только в столицах островов: потому что там есть земля в свободном обороте (на остальном острове земля и в наши дни в семейной собственности и не продается). На острове Пасхи всё наоборот: рапануйцы живут в городе (Ханга-Роа), а остальная земля на острове либо нацпарк (ну ок) либо у крупных чилийских землевладельцев. Чтобы коровы не разбежались, для прохода людей строят такие вертушки или маленькие каменные лабиринты:
На Пасхе становится очевидно, что вокруг всей этой истории и памятников живут люди, [почти] не имеющие отношения к построившей их цивилизации. Ну, как в Египте.
Весь остров покрыт вершинами вулканов — от больших до микроскопических (как на острове Вознесения), их тут гораздо больше, чем ожидаешь увидеть после прочтения путеводителя:
Маунга Те Кау Рере
Слева направо: Маунга Парее, Маунга Ваи, Маунга Теа и Поике. «Маунга» это «гора», как в Новой Зеландии.
На острове есть программа по озеленению полинезийскими деревьями, но она почему-то не двигается.
Маунга Пуи
Но в редких эвкалиптовых рощах запах как в бане. )
Пикник:
Особый знак «Злые быки»:
В один из первых визитов европейцы застали павшую цивилизацию засевшей под землёй в 11-ой по размеру пещерной системе в мире, простирающейся под всем островом.
Больно умные знают, что кроме Рапа-Нуи (Rapa Nui, Большой Рапы, острова Пасхи) есть ещё Рапа-Ити (Rapa Iti, Малая Рапа). Слава богу, на ней нет аэропорта.
Далее третья часть: Истуканы острова Пасхи »
Все части рассказа про Рапануи (остров Пасхи):
1. Остров Пасхи: Тур Хейердал, ронго-ронго, Ханга-Роа, сёрферы
2. Остров Пасхи: вокруг острова, реимиро, птичий культ, вулканы и эвкалипты
3. Моаи — истуканы острова Пасхи
отчёт про остров Пасхи без истуканов — за то тебя и любим! 🙂