Холмск
Самый красивый город Сахалина — Холмск: тут чудом сохранилось чуть-чуть зданий сталинского исторического центра, но главная причина, конечно — холмистый рельеф и Японское море в лице залива Невельского Татарского пролива. В Холмск попадают либо чтобы посмотреть «Чёртов мост» и другие фрагменты крутой японской исторической железнодорожной линии до Южно-Сахалинска 1920-хх гг (см. ниже), либо из-за незамерзающего морского порта и паромной переправы на материк, в Ванино:
(Это — 3-я часть, начало про Сахалин тут, 2-я часть тут.)
Просыпаемся в лучшей гостинце города Холмск «Холмск». Пользуемся горячей водой по расписанию, не бросаем мусор в унитаз, не стираем личные вещи в раковине, закрываем воду в кране:
Привезли японских (или корейских?) туристов:
Японские (корейские?) антимакассары в туристическом автобусе — последнее, что связывает их с великой азиатской родиной и создаёт чувство безопасности, дальше — Россия:
Внутри очень крипотно:
Но только до первого взгляда в окно: Холмск один из самых прикольных, красивых и железнодорожных городов России.
Это в Европе город начинается сразу за габаритом железной дороги, а в метре за окном офиса шипят талесы. Обычный русский город, построенный в СССР, отделён от железной дороги пустырём, советскими заборами П5 и колючей проволокой, полынью и постами милиции. Холмск не такой, он основан русскими, но современный план центра нам достался от японцев и железная дорогая тут на расстоянии вытянутой руки.
За окном — новейший тепловоз ТГ16М (2004г), который должен был заменить тепловозы ТГ16, выпущенные в 1967-1974гг, эпически мощный (на 20% мощнееtm), с продуманным циклом жизни (можно эксплуатировать после перешивки колеи с японских 1067 мм на русскую 1520), но настолько ненадёжный, что проект подвесили после выпуска всего 6:
ТГ16М-004-А
Дизель-поезд Д2 (улица Cоветская, дом 80):
Тепловоз ТГ16 (угол Морской и Победы):
ТГ16-062-А
Уходящая натура: ТГМ7, людиновский тепловоз 1974-1983гг, специально для капскойсахалинской колеи:
«Чёртов мост»
Но настоящая японская жемчужина Холмска и всего Сахалина, конечно, заброшенная железнодорожная линия Холмск—Южно-Сахалинск. Сейчас она обрывается в 6 км от города платформой «77 км пк 9», а со стороны Южно-Сахалинска — в 17 километрах станцией Новодеревенская. Пути между «77 км пк 9» и Новодеревенская почти все разобраны и сданы на металлом, насыпи осели, деревянные конструкции сгорели либо догнивают, а не обслуживаемые бетонные тоннели протекают и осыпаются. Всё это наследие до сих пор производит сильное впечатление, надо осмотреть.
Раннее утро, спешим на Южный вокзал Холмска. Сейчас большинство пассажирских дизелей отменили, почти по всем направлениям осталось пару поездов в сутки (один ранним утром и один вечером), не успел — опоздал. Под слоем балласта плохо видно, но первый путь уже подготовлен для перешивки на российскую колею: у него специальные шпалы, на которые можно уложить сразу 3 рельса.
Ждут дизель на дачу:
Сейчас на Холмске-Южном есть остановочный павильон типа автобусного, несколько старых японских вагонов в запасе и пожарный поезд, а при Японии и СССР тут стоял совершенно прекрасный конструктивистский вокзал (до 1945-го года символизировавший технологическое могущество и устремлённость Японской Империи в будущее, а с 1945-го по 1991-й технологические амбиции и устремлённость в будущее Советского Союза):
© wiki
В 1991-м Сахалин освободили от СССР и вокзал почти сразу снесли (РЖД вообще второй или третий серийный уничтожитель архитектурного наследия в стране после Юрия Лужкова и горсовета Иркутска). 1992-й год, Южный Вокзал Холмска, подготовленный к сносу, фото из wiki:
© wiki
Прибытие дизель-поезда Д2:
Пассажиры:
— Ну чё там?
— Сейчас поедем.
Когда Д2 проектировали и строили в Японии, считалось, что пассажирам нужен туалет, и в каждом вагоне сделали по одному, но русские должны терпеть, поэтому туалеты закрыты наглухо:
Проезжаем Холмский целлюлозно-бумажный завод — основан в 1919 году, одно из ведущих предприятий губернаторства Карафуто и Сахалинской области в XX веке, в течение 70-ти лет завод являлся ведущим предприятием города Холмск. При СССР на ЦБК производились реконструкции, совершенствовались технологии и организационно-технические мероприятия. Так, в 1967 году выход целлюлозы с 1 м³ составил свыше 70 тонн, это в 2,2 раза больше, чем в 1947 году.[1]:
© wiki
Всего на Сахалине работало семь ЦБК, доставшихся от японцев, а их продукция шла на экспорт. Когда СССР пал, все заводы остановили и сейчас на Сахалине не осталось ни одного действующего целлюлозного производства:
За разгромом с сопки грустно наблюдает примечательный советский маяк 1958-го года постройки с французским осветительным оборудованием 1913-го года:
Поворачиваем налево в сопки, в сторону Южно-Сахалинска. Водохранилище Тайное — 1920-й год, период Карафуто, построено для снабжения Маоки и ЦБК водой:
«Тайное» в современном названии просто звукоподражание, при японцах озеро называлось Тай (Tei; наверное, «нижнее»?):
Платформа «77 км пк 9» — просто бетонная плита посреди сопок и буйного сахалинского высокотравья:
Дачи:
Дачницы и шпиц собирают малину:
Выше по линии участков почти нет, так что железная дорога теперь обрывается здесь. Дальше — очень простой трек (потому что тут насыпь ещё цела, не заросла и уклоны железнодорожные) примерно на 2 километра до самого «Чёртового моста»:
Предпринимаем меры безопасности: поливаем себя средством против клещей (как все делают по аналогии со средствами против комаров и мошек не читая инструкции, а на самом деле надо брызгать пустую (без путешественника) одежду за сутки и дать ей просохнуть ночь, а то — высыпания, химические ожоги, аллергия), а старший группы Фёдор раздаёт файеры и ракетницы против медведей:
Погода меняется каждые полчаса. Сейчас временно дождь:
Минут 25 и впереди показывается мост:
Мост длиной 125 метров — часть Takaradai spiral line. Запущена японцами в 1928 как часть линии из Маоки (Холмска) до столицы острова города Тоёхара (Южно-Сахалинск), закрыта и заброшена в 1994. Местные называют объект не палясь «Чёртов мост», как бы сразу давая понять своё отношение к нему как к артефкату непостижимо более продвинутой цивилизации:
Путь из Холмска заходит в нижний портал тоннеля длиной 870 метров, который поворачивает внутри сопки на 270° направо-направо-направо, чтобы оставаясь внутри одной долины подняться на высоту моста — 41 метр:
Сам мост пока в хорошем состоянии, все брёвна верхнего строения целы, не сгнили и их никто не спалил, доступен для туристов любого уровня подготовки, приезжайте:
Тем временем русский язык на наших глазах стремительно умирает — ещё 15 лет невозможно было представить хулигана, выводящего среди конвенционных «Воронков пидор» и «тут были туристы Егор» что-то типа ССО МГСУ («студенческий строительный отряд Московского государственного строительного университета») или МБОУ СОШ №32 (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №32).
При японцах и советах очень линия хорошо охранялась, вот ДОТ:
В сторону следующего, «Ведьминого» моста — 5 километров по насыпи и шпалам, путь дальше совсем уже зарос. Жаль, сегодня туда не пойдём.
Тем кто заинтересовался, дополнительное чтение. Видно, что уже «Ведьмин» мост в плохом состоянии, а рельсы вплоть до Новодеревенской под Южно-Сахалинском разобраны:
1) Прошли линию целиком пешком от Южно-Сахалинска (Новодеревенской) до Холмска (77км): obolev.livejournal.com/16072.html;
2) За месяц объехали Сахалин и прошли линию Холмск—Южно-Сахалинск целиком по следам первых: mikka.livejournal.com/139736.html;
3) Репортаж Доли: sergeydolya.livejournal.com/1396184.html.
Маука—Маока—Холмск
Сначала на месте Холмска была айнская деревня Маука. Гиды говорят что айнское слово маука что-то значит (наверняка, наносы морского плавника or something, как положено любому хорошему названию для приморского населенного пункта на Дальнем Востоке; но постоянные читатели моего блога конечно понимают, что слово маука определённо полинезийское). В 1870-м русские основали на месте Мауки военный пост Маука, а в 1905-м японцы переименовали Мауку в Маоку. При деяпонизации после победы СССР во Второй Мировой город переименовали в Холмск, не особо разбираясь, японское название это было название или айнское (я ожидал, что Холмск наверняка назван в честь какого-нибудь генерала, командира или коммуниста Холмского, а оказалось, что просто из-за холмов).
По этому поводу советская мемориальная стена (сталинский период):
В сталинское время Холмску был положен простенький парадный центр. Ворота Холмского морского торгового порта:
Некоторые ещё помнят из детства как прекрасны были города, в которых фасады пропорциональны, отделка уместна, тополи пушисты, а площади представляли собой ансамбли.
Было:
улица Чехова, дом 36
Было:
Центральная библиотека имени Ю. Николаева
Но однажды вместе с борщевиком из центральной России или Китая на Сахалин попал сайдинг.
Стало:
Сначала кажется, что никакого сайдинга нет и быть не может:
Но сайдинг начинается незаметно:
Pure Evil
Сайдинга становится больше:
Сайдинг занимает всё доступное пространство:
Понятно, что раньше 99% времени эти прекрасные сталинистикие центры стояли облезлыми — плохая советская краска, меленькие бюджеты и раздолбайство никогда не справлялись с северными температурами, ветрами и туманами.
Было:
Но всё равно жалко.
Стало:
Храм Святого Николая Чудотворца в здании советского кинотеатра Октябрь:
Красивый советский город Холмск постепенно исчезает без всяких законов о десоветизации.
МБУК «Историко культурный центр Муниципального образования «Холмский городской округ»»
* * *
Японского наследия в Холмске меньше, чем советского или русского, но есть. Вот школьный го-синтай хондэн (спрятался во дворе улицы Героев, 3) — в школах имперской Японии в таких хранились священные предметы, связанные с культом императора (прежде всего, его портрет):
Вот японский садик перед Сахалинским морским пароходством, куда свезли несколько предметов, сохранившихся со времён Карафуто:
Над храмовой чашей для ритуальных омовений на табличках напечатаны стихи. Хотел бы привести их здесь:
Этой ванне сотня лет,
Посетитель, брось монет!
Если будешь в парк ходить,
Будешь очень долго жить!
Чтоб в семье был мир и лад
В ванну брось 5 раз подряд.
Ты, Жених, рублей по 10
И свидетели по 5
Чтоб удачи ты достиг,
Брось монету, выпускник!
Чтоб светла была дорога,
Денег надо бросить много!
* * *
Корейцы жили на Дальнем востоке Российской Империи и раньше, но большую часть (70 тысяч человек) привезли с юга Кореи на Сахалин японцы в период Империи и префектуры Карафуто как подневольную рабсилу — строить все эти прекрасные мосты и железные дороги в нечеловеческих условиях. К победе СССР и союзников во Второй мировой в 1945-м году корейцев на острове в живых осталась 50 тысяч, но если всё японское население Южного Сахалина репатриировали в Японию до 1949-го, то по поводу корейцев СССР разрывался ещё до 1970-х, позволяя как оставаться в СССР и принимать советское гражданство (на Дальнем Востоке были нужны трудовые ресурсы), так и уезжать в КНДР (союзнику надо было помогать не смотря на то, что сахалинские корейцы были с южных префектур полуострова). К 70-м дураков осталось мало, и для репатриации в КНДР к корейцам приходилось уже приставлять воинский конвой, но, слава богу, отношения с Кимами совсем охладились и южносахалинские корейцы окончательно превратились в советских.
В 1990-м, после установления отношений с Южной Кореей, они запустили программу возвращения корейцев и на настоящую родину, на юг, но она получилась по-азиатски циничной: вернуться могут только те, кто родились на или прибыли на Сахалин до 15 августа 1945 года (даты обретения Кореей независимости от Японии), и, с определёнными оговорками, их супруги и дети.
Утро на набережной:
Дети купаются:
Сейчас предвыборный период и со всех стен Холмска в упор, не отводя взгляд, на горожан смотрит кандидат от «Единой России» в депутаты Сахалинской Областной Думы по округу №6 член партии «Единая Россия» Игорь Осипенко:
Игорь Осипенко смотрит уже немного устало и видит россиян как бы насквозь. Он обязательно будет избран, а у его подопечных, не смотря на все временные сложности, всё будет хорошо:
Далее — мыс Птичий, мыс Великан, Невельск, Корсаков »
Спасибо вам Дмитрий, очень интересно.