Судоподъёмники Центрального канала в Бельгии

Канал “Центральный” решили построить в 1832-м, сразу после объявления независимости Бельгии от Голландии, чтобы соединить Шельду с Мёзом.
Boat Lift #1 on the Canal du Centre, La Louvière, Belgium. Судоподъёмник №1 Центрального канала в Бельгии. World Heritage Site of UNESCO.


Зачем было соединять Шельду с Мёзом хз, они и так впадают в одну дельту (правда на территории теперь недружественной Голландии). Ну ладно, стройки всего 20 километров:

За это небольшое расстояние надо было поднять воду на 100 метров, для чего вообще говоря надо было бы построить 32 шлюза:
Boat Lift #2 of the Canal du Centre, La Louvière, Belgium. Судоподъёмник №2 Центрального канала в Бельгии. World Heritage Site of UNESCO.

Но 30 шлюзов на таком расстоянии — чудовищно непрактично, поэтому инженеру Эдвину Кларку пришлось предложить построить 4 гидравлических судоподъемника-лифта (Эдвинг Кларк, судя по всему, любую инженерную проблему решал с помощью гидравлических лифтов):
Boat Lifts #2 & #3 of the Canal du Centre, La Louvière, Belgium. Судоподъёмники №2 и №23 Центрального канала в Бельгии. World Heritage Site of UNESCO.

Кабины лифтов выполнены в виде гигантских стимпанковских бассейнов, куда заходит баржа грузоподъёмностью 350 тонн и едет вверх (вниз) на 25 метров (сейчас, конечно, никих барж нет, потому что COVID-19):
Boat Lift #3 of the Canal du Centre, La Louvière, Belgium. Судоподъёмник №3 Центрального канала в Бельгии. World Heritage Site of UNESCO.

Каждый лифт двунаправленный, для судов встречных направлений. Это всё построено с 1888 по 1917-й, полный отвал башки:
Boat Lift #2 of the Canal du Centre, La Louvière, Belgium. Судоподъёмник №2 Центрального канала в Бельгии. World Heritage Site of UNESCO.

Лифты гидравлические. Сейчас весь этот стимпанк ужасно зарос ряской и течёт:
Boat Lift #3 of the Canal du Centre, La Louvière, Belgium. Судоподъёмник №3 Центрального канала в Бельгии. World Heritage Site of UNESCO.

Вообще Бельгия отделялась от Голландии потому что франкоязычных угнетало голландскоязычное большинство. Но освободившись, валлонцы (франкоязычные бельгийцы) сразу же принялись угнетать фламандцев (свое голландскоязычное меньшинство)
Boat Lifts #2 & #3 of the Canal du Centre, La Louvière, Belgium. Судоподъёмники №2 и №23 Центрального канала в Бельгии. World Heritage Site of UNESCO.

Первое время всё было очень круто! Валлония богатела сначала за счёт угля и стали (для этого и строили канал “Центральный”), а потом за счёт эксплуатации Конго, поэтому фламандцы отлично угнетались! Им запрещали голландскоязычные школы, книги, газеты, обслуживание в магазинах и всё такое
Boat Lift #2 of the Canal du Centre, La Louvière, Belgium. Судоподъёмник №2 Центрального канала в Бельгии. World Heritage Site of UNESCO.

В какой-то момент сталь и уголь кончились, Конго пришлось освободить, фламандцы получили автономию от валлонцев (пусть в рамках одного короля), а в Валлонии начался адский безденежный декаданс. Если бы не было Португалии и Восточной Европы, это была бы самая депрессивная часть ЕС:

Для незнакомых с реалиями Бельгии — автономия франкоязычных и голландскоязычных там настолько сильна, что в школах не учат языки друг друга и тщательно блюдут языковой и расовый баланс. Часто общим языком двух бельгийцев за пределами Брюсселя оказывается английский или немецкий

Разводной мост:
Разводной мост, Центральный канал, Бельгия

Поворотный мост:
Поворотный мост, Центральный канал, Бельгия

В 1998 эту красоту объявили всемирным наследием UNESCO, поэтому когда канал решили расширить, чтобы вместо барж по 350т гонять баржи по 1350 т, рядом просто построили новый более широкий и технологичный канал, а старый оставили туристам под пенишеты и парковые лодочки и велики

За прошедшие 100 лет шлюзы высотой 100 метров так и не придумали, поэтому на новом канале опять лифты — но на этот раз один и гигантский:

Вечеерет:

 

 
PS Подписывайтесь на обновления блога: теперь у нас кроме RSS и жж, есть и быстро растущий телеграм. Лайк, ретвит, шер.

 

Subscribe
Notify of
guest
0 Comments
Inline Feedbacks
View all comments