Саатсеский сапог, Эстония—Россия

Любой эстонец (или человек, находящийся в Шенгенской зоне), может сесть в машину и поехать по грунтовке на север из эстонской деревни Сесники в сторону эстонской Лутепяя — в какой-то момент Эстония заканчивается и дорога идёт целый километр по российской территории, а потом возвращается обратно в Эстонию: без таможни, погранконтроля, вообще без остановки.

Эта пограничная аномалия любима хардкорными путешественниками и известна как способ побывать в России без российской визы и вообще без паспорта (или как фрагмент российской территории, входящий в Шенгенскую зону):
Саатсеский сапог, карта, Эстония-Россия. Saatse saabas, Eesti-Venemaa. Saatse Boot map, Estonia-Russia.

Из-за формы госграницы в этом месте зону площадью 1,15км² называют «Саатсеский сапог».

Подобных мест в бывшем СССР много, и как они образовывались понятно любому, заставшему СССР: границы между республиками иногда рисовали волюнтаристски, административные границы внутри существовали как формальность, земельных кадастров в современном понимании не было, никто особенно не парился при строительстве новых объектов правами на землю (потому что собственности на землю, кроме государственной, не было).

После распада СССР границы между Россией и Прибалтикой за пару лет превратилась из административных в непроницаемые государственные, но Россия разрешила эстонцам [почти свободно] использовать эту дорогу, видимо потому, что грунтовка между Сесниками и Лутепяей изолирована от остальной российской дорожной сети, в страну по ней не попадёшь.

Но правила такие: передвигаться по дороге пешком нельзя, останавливаться нельзя, отклоняться от дороги в лес нельзя, допустимы только машины и иные транспортные средства (кажется, даже велосипед). Если нарушить по невнимательности или потому что вы авантюрист-путешественник, то из кустов выйдут российские пограничники и задержат на часы для профилактической беседы в Пскове и выписывания штрафа. (Many such cases.)
Саатсеский сапог, карта, Эстония-Россия. Saatse saabas, Eesti-Venemaa. Saatse Boot map, Estonia-Russia.

Сесники:
Sesniki, Eesti/Estonia. Деревня Сесники, Эстония.

Сесники закончились. В самой деревне есть асфальт, но до неё и после неё пока только грунтовка:
Sesniki, end of village sign, Eesti/Estonia. Деревня Сесники, знак конец населённого пункта, Эстония.

На российской границе знаков о правилах пересечения Саатсеского сапога нет, только пограничные столбы РФ, поэтому до самого последнего времени нарваться на неприятности можно было просто по незнанию, но недавно эстонцы поставили дорожные знаки:
Саатсеский сапог, въезд из Эстонии в Россию через границу со стороны деревни Сесники. Saatse Boot border entrance to Russia from Estonia.

Дальше Россия:
Саатсеский сапог, въезд из Эстонии в Россию через границу со стороны деревни Сесники. Российский пограничный столб №448. Saatse Boot border entrance to Russia from Estonia. Russian border/frontier pillar #448.

Грунтовку внутри содержит Эстония, пишут, что наши почему-то отказывают эстонской стороне в праве на реконструкцию дороги со строительством асфальта.

Конечно же внутри сапога Россия не настоящая (или наоборот самая настоящая из возможных — это как ещё посмотреть). Территория слева от дороги, в сторону Эстонии, полностью выведена из российского хозяйственного оборота (поэтому там растут лесные грибы по колено, представляющие собой постоянный нечеловеческий соблазн для эстонского населения), а справа от дороги, на стороне основной России — колючая проволока, за которой в деревянных домиках, напоминающих украшенные маскировочными ветвями к прибалтийскому празднику Midsummer деревянные скандинавские беседки или автобусные остановки, сидят бойцы Пограничной службы ФСБ России, внимательно наблюдающие за дорогой:
Саатсеский сапог, полуанклав России в Эстонии, внутри, лес и грунтовая дорога. The forest and the dirt road inside Saatse Boot, Venemaa/Russia, Eesti/Estonia

Наша колючая проволока и контрольно-следовая полоса (незометная):
Саатсеский сапог, полуанклав России в Эстонии, внутри, лес, колючая проволока и контрольно-следовая полоса. The forest and barbed wire and control track inside Saatse Boot, Venemaa/Russia, Eesti/Estonia

Я доехал до Сесник по грунтовке от российско-эстонского КПП «Куничина Гора—Койдула» в районе Печор, но это новая дорога: до 2008-го в Сесники было вообще никак не попасть, кроме как через российский Саатсеский сапог.

Возврат в Эстонию у Лутепяи обозначает пограничный столб и знак с ограничением скорости в 70 км/час, в Эстонии с этим строго (по российской части дороги можно гонять как угодно — никто не энфорсит):
Саатсеский сапог, въезд в Эстонию из России через границу в сторону деревни Лутепяя. Saatse Boot border exit from Russia to Estonia near Lutepää.

Встречный трафик уносится через Саатсеский сапог:
Въезд из Эстонии в Саатсеский сапог (Россия) через границу из деревни Лутепяя в сторону деревни Сесники. Saatse Boot border entrance from Estonia to Russia near Lutepää towards Sesniki.

Эстонский пограничный столб:
Seis. Стой. Stop. Eesti piir. Саатсеский сапог, въезд в Эстонию из России через границу в сторону деревни Лутепяя. Эстонский пограничный столб. Эстонская граница. Saatse Boot border exit from Russia to Estonia near Lutepää. Estonian border/frontier pillar.

Эстония и Россия несколько раз — в 2005-м и 2014-м — подписывали договор о границе, который подразумевал обмен территориями: в частности, Саатсеский сапог Россия отдаст в обмен на такую же площадь эстонского леса где-то в другом месте, но ратификация договора пока срывается из-за желания эстонской стороны сослаться в преамбуле на Тартусский мир 1920-го года между РСФСР и I Эстонской Республикой.

Западные источники об образовании Саатсеского сапога грустно пишут в том смысле, что это тяжелое имперское наследие СССР: the current Estonian-Russian border in Setumaa was established in 1944 when most of the territory of Estonian Petseri County was transferred to Russian SFSR[1], хотя знающий читатель понимает, что Estonian Petseri County это населённый русскими Печорский район (вместе с древнерусским городом-крепостью Изборском 862-го года и Псково-Печерским монастырём 1473-го), уступленный ленинским правительством после поражения РСФСР от Эстонии в 1920-м году, чтобы заключить первый в своей истории международный договор и выйти из международной изоляции.

Эстонская сторона говорит, что ссылка на Тартусский мир нужна, чтобы передача территорий отталкивалась бы от какой-то предыдущей границы, российская сторона считает, что это позволит Эстонии опять претендовать на Печоры и Изборск.

Дальше — Лутепяя:
Саатсеский сапог, въезд в Эстонию из России через границу в сторону деревни Лутепяя. Эстонский пограничный столб. Эстонская граница. Saatse Boot border exit from Russia to Estonia near Lutepää.

Все знают про Саатсеский сапог, но мало кто помнит, что после Лутепяи дальше, в сторону деревни Верхулица, дорога опять пересекает ещё 50 метров российской территории на таких же условиях.

Я притормозил прямо посередине лесной тишины 50-ти метров, чтобы сделать пару снимков, но от кустов тут же отделился пограничник и направился ко мне. Неловкое чувство — ты спрашиваешь можно фотографировать или нельзя, можно ли стоять на этой дороге россиянину или нельзя — а он всё идёт к тебе и идёт. Я решил не заканчивать день Эстонии в Печорах и поехал дальше без фото с пограничниками.
Саатсеский сапог, Лутепяя-Верхулица, карта, Эстония-Россия. Saatse saabas, Lutepää-Verhulitsa, Eesti-Venemaa. Saatse Boot map, Estonia-Russia.

Через километр меня остановила эстонская полиция, чтобы проверить не контрабандист ли я. И правда, кому ещё ездить с российскими номерами между Сесниками и Лутепяя.
 

 
Ещё почитать: граница, проходящая прямо через дома и кафе — бельгийско-голландский город Барле »

Заглавная картинка — https://www.reddit.com/r/MapPorn/

PS Подписывайтесь на обновления блога: теперь у нас кроме RSS и жж, есть и быстро растущий телеграм. Лайк, ретвит, шер.
Subscribe
Notify of
guest
3 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
Andanton
Andanton
5 лет назад

Прекрасно знаю эти места, ездил по этой дороге неоднократно в 1977 и 78 годах. В Саатсе (русские называли эту деревню Заксерина) была великолепная черника и много маслят. Впрочем, маслята мы тогда почитали за сорные грибы на фоне изобилия более благородных и, главное, простых в обработке. А через Саатсе была самая короткая дорога от Круппа в Печоры. Крупп — это крупный русский поселок в четырех километрах от Саатсе. Мне как-то раз случилось не помню почему добираться в Печоры через Изборск, и это на час дольше. Представляю себе, как до сих пор местные ругаются. Автобус тогда ходил три раза в день.

Но в вашем рассказе есть одна маленькая техническая неточность. Асфальт в эстонских деревнях был ВСЕГДА. Его положили не недавно. Грунтовка в таких местах более практично, а асфальт клали только в деревнях, чтобы не было пыли. Русские деревни, конечно, были освобождены от этого буржуазного излишества.

Дмитрий.
Дмитрий.
5 лет назад

Спасибо, как всегда, очень интересно.)

Вик
Вик
4 лет назад

Ещё тут есть серьезная ошибка, площадь сапога 115 гектаров, а не 1.15м2 как написано у вас. А асфальт в Сесниках и Лутепяя появился не так давно, последние годы, власти позаботились, чтобы пыль, а ее много было, не летела на дома, и клубнику местных жителей!)