★ Африка

Остров Принсипи, Сан-Томе и Принсипи

Почти все были на Сан-Томе, но, на удивление, мало кто на Принсипи. На Принсипи случайно снял обложку для Lonely Planet São Tomé and Príncipe и очень горжусь:
Чёрная девушка, африканка, местная жительница продавщица в магазине в городе Санту-Антонью, Сан-Томе и Принсипи, Африка

Читать  →

Сан-Томе: какао, росы, Ролаш, экватор

Давно не было поста, исправляюсь. Последнее время пишу санкт-петербургским методом: создаю длинный текст, почти повесть, потом делю на куски и публикую по отдельности. Требует непредсказуемого времени, конечно. (Это — вторая часть. Начало про Сан-Томе тут.)

Сан-Томе

Некоторые места Сан-Томе до сих пор выглядят как реклама полётов в Африку с плакатов TAP из 1965-го. Кажется, что памятник двум португальским первооткрывателям (Жуан де Сантарен крайний слева, Перу Эшкобар справа) и первому донатарному капитану острова был так и задуман, но статуи свезли сюда с разных площадей города. Получилось необычно — антиколониальный музей тоталитарной монументальной пропаганды под открытым небом:
Памятник португальским первооткрывателям, Жуан де Сантарен, Перу Эшкобар, Сан-Томе и Принсипи

Читать  →

Мапуто, Мозамбик

Этим утром просыпаюсь в Мапуто. Мапуто — гигантский, красивый, динамично развивающийся город с богатой историей. Над даунтауном доминирует новейший, построенный на китайский кредит, самый большой в Африке подвесной мост Мапуту—Катембе через эстуарий Мбулузи (тут его называют бухта Мапуто). Мост вот-вот откроют:
Вид на центр Мапуто, Мозамбик с самым большим в Африке подвесноым мостом Мапуту—Катембе

Читать  →

Занзибар — остров Пемба, город Чаки-Чаки

Я прихожу в себя резко, неожиданно. Вокруг меня — одномоторная Сессна Караван 208B, за штурвалом щёлкает тумблерами пилот, техник отцепляет клеммы стартового аккумулятора и тащит его обратно в ангар. Сессна просыпается, начинает моргать лампочками, она загружается. Что привело меня сюда?
Авионика самолёта Cessna Caravan 208 B (5H-CAR) загружается, Занзибар (ZNZ airport), Танзания. Cessna Caravan 208 B (5H-CAR) cockpit with avionics computer loading screen, Zanzibar airpot (ZNZ), Tanzania.

Читать  →

Замбия: город Ливингстон, железнодорожный музей Замбии, Родезия

Ливингстон

Город с названием Ливингстон не мог не быть чудесным. Ливингстон и сейчас был бы одним из прекраснейших из городов Африки и крупным туристическим центром, если бы не падение Северной Родезии.
Город Ливингстон, Замбия. Центр, на главной улице. Livingstone city downtown, Zambia, town centre, on the main street. The historical Stanley house. The historical Capitol theatre
The Capitol theatre, 1931

Читать  →

Сешеке — Ливингстон: Баротселенд и Замбия

KAZA visa

У Зимбабве и Замбии действует удивительная для этой части света программа общей мультивизы KAZA visa. Сделана для посетителей водопада Виктория, стоит $50 и позволяет 30 дней как бы въезжать в Замбию и Зимбабве без дополнительных тормозов и затрат. Конечно же мы купили в аэропорту Виктория-Фоллс, Зимбабве именно такую! Кредитные карты пограничники не принимают (везите наличные USD), но любезно впускают в Зимбабве без визы на полчасика — побродить в аэропорту в происках правильного банкомата выдающего новенькие наличные доллары США (банкомат нельзя путать со стоящим рядом таким же без опознавательных знаков, но выдающим местную версию денег — zimbabwean bond notes). Настало время проверить эту супервизу при въезде в Замбию!
Kaza Visa (Univisa), Zambia — Zimbabwe, Victoria Falls Airport. Мультивиза Замбия — Зимбабве, аэропорт Виктория-Фоллз

Пограничный пост Катима-Мулило, Замбия

Но при въезде из Намибии нас, самодовольных обладателей казавиз, разворачивают (основной смысл существования государства Замбии в унижении просителей) — оказывается, мультивиза годится только для перемещений между Замбией и Зимбабве, а въехать по этой мультивизе из третьей страны (если это не был однодневный тур в Ботсвану и Намибию) просто нельзя: надо покупать новую визу Замбии. $50 жалко, но это не фатальная проблема. Фатальная проблема заключается в том, что Юле ставить новые визы теперь некуда, поэтому нам больше никуда нельзя: нельзя в Замбию (пустых страниц в паспорте Юли для новой визы нет), нельзя обратно в Зимбабве (по той же причине), нельзя покидать Африку через Ботсвану или Намибию, потому что непонятно куда девать арендованную машину и не хотелось бы покупать все билеты в Россию опять. Полный кошмар.

Читать  →

Намибия: Полоса Каприви, город Катима-Мулило

За границей Ботсваны начинается бывшая Caprivizipfel, полоса Каприви — узкая (30 километров) и длинная (450км) земля, соединяющая основную часть Намибии с рекой Замбези (в честь 2-го канцлера Германской империи фон Каприви, в 1890-м подписавшего Занзибарский договор о разделе Африки с Британской империей, и присоединении в Европе обратно к Германии прибрежного острова Гельголанд, который в то время был британским). Территория нужна была для суверенного доступа Германской Юго-Западной Африки к Замбези, на которую были надежды на предмет судоходства до Индийского океана, где у Германии была Восточная Африка.

Территория получилась почти моноэтническая, населённая народом лози. Германия после 1-й мировой потеряла свою Юго-Западную Африку и при ЮАР и апартеиде, в 1972-м, тут у лози появился собственный бантустан Восточный Каприви, который, надо полагать, рано или поздно стал бы ядром независимой страны лози, сейчас разделённых между Намибией, Замбией и Зимбабве. Но к началу 90-х международные левацкие правительства уничтожили ЮАР и пришедший к власти Африканский национальный конгресс распустил бантустаны (кое-где применив силу).
Map of the black homelands in Namibia as of 1978 from Wikipedia. Карта бантустанов Намибии в 1978

Читать  →